Старшая группа (5-6 лет) "Звездочка"

Образовательный  процесс осуществляет: 

Воспитатель дошкольного образования : 

Синицкая Ольга Викторовна

Романюк Анастасия Васильевна

Помощник воспитателя :

Власенко Инга Игоревна

Руководитель физического воспитания : 

Кардаш Ольга Антоновна 

Руководитель физического воспитания (плавание):

Новогродская Карина Дмитриевна

Музыкальный руководитель : 

Чайковская Наталья Александровна 

Педагог - Психолог :

Тишук Светлана Славовна 

Режим работы группы:

Понедельник - Пятница 7.00-19.00

Суббота, воскресенье - выходной

 

 

 

 

Практические советы для родителей по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста

Экскурсия на предприятие ОАО"Лидапищеконцентраты"

9 октября воспитанники старшей группы № 5посетили предприятие ОАО "Лидапищеконцентраты". Экскурсия проходила по производственному участку по производству кукурузных палочек, где познакомились с процессом  изготовления всеми любимого лакомства - кукурузных палочек "Хрумстик". Ребята увидели полный процесс производства кукурузных палочек, а так же продегустировали продукцию и получили приятный сюрприз.

свернуть

 Консультация для родителей «Правила безопасного катания на роликах, велосипеде, самокате»

 

Сейчас отличное время года для катания на роликах, велосипеде или самокате. Но необходимо соблюдать определенные правила безопасного катания, чтобы прекрасная прогулка не закончилась в травмпункте.
Описанные в статье правила безопасности для детей – это тот необходимый минимум знаний, который каждый родитель должен в доступной форме донести ребенку, чтобы уберечь его от возможных травм и неприятных ситуаций во время катания. Несоблюдение простых правил безопасности подвергает жизнь ребенка опасности. Даже тогда, когда кажется, что дорога абсолютно безопасна, и ребенок не может упасть и пораниться, лучше перестраховаться и уговорить малыша надеть шлем.

Правила езды на велосипеде:

Что обязан делать ребенок на велосипеде для собственной безопасности:

  • ездить только по велосипедным дорожкам, а если их нет – по тротуарам, не выезжая на территорию проезжей части и не мешая передвижению других участников дорожного движения;
  • надевать шлем, а если ребенок катается в темное время суток или в условиях недостаточной видимости – одежду со светоотражателями. Кроме того, светоотражатели должны быть и на средстве передвижения;
  • держать дистанцию и уметь маневрировать в процессе езды.

При езде на велосипеде детям категорически запрещается:

  • ездить без шлема;
  • ездить на неисправном транспортном средстве;
  • возить пассажиров на багажнике или на раме;
  • ездить против потока;
  • ездить на велосипеде без рук, или держать транспортное средство одной рукой, или убрав ноги с педалей;
  • связывать и буксировать несколько велосипедов в одну систему.

Правила езды на самокате:

1. Кататься можно только по безопасной, ровной местности, объезжая ямы и выбоины.

2. Условно очертите для ребенка границы территории, на которой можно кататься. Стоит сразу объяснить, что на оживленной дороге детский 3 х колесный самокат нужно взять в руки, и переходить ее пешком.

3. Для остановки использовать только тормоз, предусмотренный конструкцией самоката, а не пытаться тормозить ногами, чтобы избежать растяжений или ушибов.

4. Перед тем как разрешить ребенку кататься на улице, необходимо отточить с ним прием группировки на случай падения. Для безопасного приземления в опасной ситуации необходимо согнуть локти и колени (которые предварительно прикрыты защитными элементами, локти при этом должны быть прижаты к туловищу. Если вовремя не сгруппироваться, можно получить перелом конечности.

5. Нельзя кататься на самокате в дождливую погоду, особенно если он оснащен полиуретановыми колесами. При таких условиях устройство полностью утрачивает способность тормозить. К тому же под воздействием воды могут испортиться подшипники, что отрицательно скажется на долговечности транспорта.

6. Нужно предупредить ребенка, что быстродвижущиеся предметы могут привлекать внимание собак. И, даже если четвероногий бросился вслед за ездоком, не стоит пугаться. Нужно аккуратно остановить транспорт, встать ровно и замереть. Животное просто обнюхает незнакомый предмет и уйдет. Не нужно кричать и размахивать руками.

7. Если прогулка затянулась до наступления темноты, нелишним будет взять с собой фонарик, который можно пристегнуть над передним колесом, чтобы подсветить дорогу.

Защитная экипировка для езды на роликах, самокате, велосипеде.

1. Для обеспечения безопасности во время езды экипировка имеет важное значение. Защитный костюм состоит из налокотников, наколенников, шлема на голову и перчаток без пальчиков. Полный комплект также включает специальные шорты с мягкими вставками для защиты копчика и ягодиц при падении.

2. Одежда для поездок должна быть легкой и свободной, не стесняющей движения. Не должно быть ремешков или шнурков, которые могут намотаться на колеса во время езды, что чревато опасным падением.

3. Обувь должна быть мягкой, удобной, надежно фиксировать ногу. Нельзя обувать ботинки большего размера или шлепки, которые легко могут слететь.

Источник:https://sad8kalinkovichi.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-roditelej-na-temu-pravila-bezopasnogo-katanija-na-rolikah-velosipede-samokate 

свернуть

Консультация "Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание - это процесс, который направлен на взаимодействие взрослого и ребенка. Вводя ребенка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей. С ранних лет ребенок участвует в жизни своих родителей, когда вместе с ним ходит в магазин за покупками, от них он слышит слова «дорого»«дешево»«деньги»«зарабатывать»«цена».  Также у него формируется духовная основа, эмоций, мышления, чувств, процессов социальной адаптации в обществе, что помогает ему для развития интереса в мире экономики.

Главной задачей воспитателей и родителей является, донесение до ребенка нужной информации и правильное ее применение.  Как родители обучают чад экономике? В первую очередь, они ведут с ними домашнее хозяйство, позволяя детям вникать в вопросы распределения бюджета. Также взрослые должны рассказать детям, где они работаю, в чем значимость их профессии, а также на что хватает их зарплаты.

В семье просто необходим совместный труд с детьми, что позволит всем членам семьи больше и общаться. А также приучить малыша к ответственности за свою работу, аккуратности и трудолюбию. Необходимо вырабатывать в ребенке бережливость и экономность – это важные черты делового взрослого человека, которые свидетельствуют о готовности заботиться о других.

  Если родители совершают покупки вместе с ребенком и при этом обсуждают важность того или иного приобретения, объясняя ему, что, если вы купите   очередную сладость или игрушку, то у вас не будет средств на более важные покупки.

Осуществление процесса экономического воспитания может проходить посредством разных форм. Основной формой обучение в дошкольном возрасте является – игра. Основы  экономической  культуры легче отрабатываются и проявляются в игре.

В игре, у ребенка раскрываются индивидуальные и творческие способности. В игре, он закрепляет знания, которые получил на занятиях, во время общения, экскурсиях, а также чтения художественной литературы. Игра позволяет воспроизвести окружающий мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. При помощи игры ребенка легче научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно – дидактические игры. Дети учатся находить связь профессиями и результатами труда, выстраивать логические и производственные цепочки. Таким образом, ребенок осваивает тему профессии, устанавливает количество закономерностей. Большие возможности содержат произведения художественной

детской литературы.   

    Сказки способствуют воспитанию и уважению к труду взрослых, учат бережливости, расчетливости. Во многих сказках можно найти экономическое содержание. Она расширяет представления о мире людей, взаимоотношениях, пробуждают фантазию, учит мыслить.

В нашем современном мире большое влияние на ребенка оказывает телевизионная реклама. Детям нравиться рисовать рекламные плакаты, придумывать телерекламу, использовать в ней героев любимых сказок. Также обогащается словарный запас во время отгадывания экономических загадок, происходит понимание пословиц.

Организация сотрудничества с родителями является одним из приоритетных мест, так как семья для ребенка является эталоном правил, норм и социальных форм поведения. А через семью ребенку легче впоследствии выстроить линию собственного поведения.

Необходимо понимать, что приобщение ребенка к экономическим делам должно проходить плавно и непринужденно. Приучать детей к пониманию экономической ситуации очень важно – это позволит им в будущем стать деловитее, а значит, и более успешными. Делать это нужно, как уже говорилось, с раннего возраста, но не забывать, что любая информация усваивается в игровой форме.

Поэтому воспитание и образование с экономической направленностью необходимо начинать с дошкольного возраста, когда ребенок приобретает первичный опыт в экономических отношениях. Дальше он сможет умело применить их в жизни. Все экономические качества, которые будут заложены в детстве, дадут больше шансов воспитать успешного в жизни человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

свернуть

День знаний с Карамелькой

День Знаний - удивительный и прекрасный праздник. После отдыха и путешествий с родителями, после летних развлечений дети вновь встретились со своими друзьями и педагогами.

Этот день открывает новый учебный год. Впереди ребят ждут интересные игры, занятия, беседы, праздники, помогающие лучше познать окружающий мир, чему-то научиться.

02 сентября в нашем детском саду первый день нового учебного года прошёл ярко и эмоционально. Начался день с торжественного прослушивания Государственного гимна Республики Беларусь.

С воспитанниками старших групп было организовано  "День знаний с Карамелькой".

Вот так весело, интересно и празднично начался учебный год в нашем детском саду.

свернуть

Экскурсия в Центр безопасности МЧС

 28 мая воспитанники средней группы №5 посетили Центр безопасности МЧС  г.Лида. Увлекательно и очень познавательно прошла экскурсия для детей. Ребята повторили номера телефонов экстренных служб и попробовали самостоятельно вызвать пожарную службу. Посмотрели познавательный мультфильм, где познакомились с правилами безопасного поведения в квартире.  Также получили навыки поведения во время грозы,  на водах. Дети получили массу эмоций и впечатлений.

свернуть

Консультация для родителей «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов»

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают, заботится о его здоровье, это естественно заслуживает всяческого одобрения. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка - это обучение малыша правилам поведения на дороге, правилам пользования транспортом. Обучать детей правилам дорожного движения надо с самого раннего возраста. Для того чтобы ребенок что-то верно понял и прочно усвоил, ему лучше один раз увидать своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях. Вместе с тем не следует думать будто, показав и объяснив ребенку правила, он их навсегда запомнит, и будет следовать им. Одно из основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что о правилах необходимо постоянно напоминать. Обучение правилам не должно сводиться лишь к призывам соблюдать установленный порядок. Нужно, чтобы эти правила были осмыслены ребенком, стали одним из неприложенных законов его поведения на улице.

По настоящему обучить ребенка дорожной азбуке, благодаря которой он будут разумно вести себя на улице - задача каждого родителя. Прежде чем начать обучать детей правилам дорожного движения, взрослый должен сам хорошо знать их в совершенстве владеть методикой такого воспитания. Несколько примеров того, как знакомить с дорожными правилами.

1. Обратите внимание на разные способы регулирования движения. Используйте для этого каждый выход на улицу. («Видишь, над перекрестком висит фонарь с разными огнями. На верху у него зажигается красный свет, внизу - зеленый, а между ними в середине - желтый. Это светофор. Он управляет движением.»).

2. Не торопитесь пройти мимо перекрестка. Задержитесь здесь и дайте ребенку понаблюдать за работой светофора. То, что кажется для вас само собой привычным, для ребенка - открытие.

3. Обратите его внимание на связь между цветами на светофоре и движением.

4. Во время перехода обратите внимание ребенка на огни светофора, на то, что вы и он пересекаете улицу лишь в то время, когда на вас глядит зеленый свет.

Индивидуально занимаясь с ребенком можно использовать и художественное слово, и рисунок, и диафильмы. И особенно большое значение приобретают прогулки взрослых с ребенком, их личный пример поведения на улице. Ничто не может дать столь благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых. Если родители, идя по городу на глазах у ребенка никогда не нарушают правил, переходят перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицу в положенном месте, то и он, видя все это, станет следовать их примеру, и наоборот, нарушение правил может служить ребенку дурным примером. Для того чтобы обучение ребенка дорожной азбуке родители могли сделать увлекательным и наглядным, можно пользоваться различными пособиями, например: набором красочных рисунков "Пешеходу-малышу" с легкомысленным слоненком, беззаботно катавшимся на велосипеде за грузовиком. Большой популярностью у ребят пользуются альбомы для раскрашивания: "Дорожная грамота", "Еду, еду, еду". Альбомы рассказывают о путешествии игрушек по улицам, где они знакомятся с дорожными знаками, их значением. Дорожная азбука, поданная в игровой форме, вызывает у ребенка большой интерес.

Каждый раз, переходя улицу вместе с ребенком, напоминайте ему, куда и когда он должен смотреть, чтобы не попасть под машину. Часто можно услышать напутствие: "Не перебегай улицу". Об этом взрослые все время напоминают детям. Но мало напомнить, ребенку нужно объяснить, почему улицу следует переходить только шагом, без суеты. Главное, никогда не перебегайте улицу сами, если идете с ребенком. Ваше собственное поведение должно подкреплять ваши слова. Покажите ребенку, что и шагом улицу можно переходить не везде. Для этого отведены определенные места, и соответствующий знак предупреждает не только пешеходов, но и водителей. Проведите ребенка по пешеходной дорожке, отмеченной белыми линиями. Там, где таких дорожек нет, переходить улицу надо на перекрестках по линии тротуара. Покажите ребенку, что значит линия тротуара.

Прежде всего, ребенок должен твердо усвоить, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу: автоматическая дверь может защемить одежду, ногу, руку. Шофер не заметит в зеркало происшедшее, сразу не затормозит и человека может втянуть под колеса. В общественном транспорте возле окон можно встретить надпись "Не высовываться" это в большей степени относится к детям, чем к взрослым, ведь именно они обычно тянуться к окну. Объясните малышу смысл этого правила. Высовываться из окна или выставлять руку опасно.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения. Избежать этих происшествий можно лишь путем соответствующего воспитания. Воспитание будущей культуры поведения начинается на третьем году жизни ребенка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной "профессии" участника движения - пешехода. В этом возрасте детей знакомят с дорогой, улицей и тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездит в легковых автомобилях, в автобусах. На четвертом, пятом году жизни дети должны знакомиться с некоторыми правилами дорожного движения. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге. Знакомятся о назначении желтого сигнала, красного и зеленого сигнала светофора. Переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора. В более старшем возрасте (6-7 лет) дети знакомятся с дорожными знаками. Проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора, Закрепляют знания о двустороннем движении. Прежде чем переходить дорогу пешеход должен убедиться в полной безопасности.

Возможно, если все люди и в том числе дети будут хорошо знать и строго соблюдать правила поведения на улице, точно соблюдать запрет, о котором оповещает дорожный знак. Его сигнал равносилен приказу, подлежащему неукоснительному исполнению.

Источник: https://ddu86grodno.schools.by/m/class/14391/news/2014797

свернуть

Экскурсия к Кургану Бессмертия

 Воспитанники средней группы №5 посетили одно из значимых памятных мест города Лиды - Курган Бессмертия. Данная экскурсия позволила познакомить детей с одним из более значимых памятных мест в родном городе, способствовала воспитанию гражданских и патриотических чувств у воспитанников в процессе ознакомления с Курганом Бессмертия. Дети узнали о подвигах солдат, которые освобождали Лиду от фашистских захватчиков, возложили цветы и почтили память о погибших минутой молчания. 
свернуть

Фоточелендж «Какой я у родителей помощник»

Выставка детских рисунков "Профессии"

1 мая – День Весны и Труда – праздник, несущий тепло весеннего солнца, новые силы и вдохновение. Праздник, который отмечен особым чувством солидарности всех, кто своим трудом создаёт будущее. В преддверии праздника в нашей группе  прошла выставка детских рисунков на тему "Профессии". Каждый ребенок совместно с родителями дома нарисовал профессию и рассказал о ней. 

свернуть

Консультация для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание воспитанников учреждения дошкольного образования»

На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, актуализируется проблема воспитания маленького гражданина и патриота своей страны.

    Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

   Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны

  • высокая восприимчивость,
  • легкая обучаемость,
  • безграничное доверие взрослым,
  • стремление подражать им,
  • эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

  Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    С этой целью с детьми организуются:

  • занятия,
  • игры,
  • беседы,
  • разные формы познавательной практической деятельности,
  • художественная деятельность,
  • праздники и развлечения;
  • труд;
  • образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

   Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования и в программе для специальных дошкольных учреждений Ю. Н. Кисляковой, Л.Н. Мороз «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». Образовательные программы акцентируют данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

   Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.

   Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.

   Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.

 
Источник: https://sad2berezovka.edu-lida.gov.by/образовательный-процесс/гражданское-патриотическое-воспитание/жыву-у-беларусi-i-гэтым-ганаруся/документ-21133.html
свернуть

Памятка «Профилактика жестокого обращения с детьми»

 Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды.
  • Источник: https://nlyshchicy-du.roobrest.gov.by/родителям/профилактика-насилия-и-жестокого-обращения-с-детьми
свернуть

Памятка для родителей «Предупреждение несчастных случаев в быту»

Уважаемые папы и мамы.  Несколько простых советов, как научить ребенка безопасному поведению.

Беда приходит всегда неожиданно и в тот дом, где не заботятся о безопасности самого дорогого в жизни – детей. Дети очень подвижны, любознательны, им хочется все попробовать, испытать, их особенно тянет туда, где таится опасность. Особенно они становятся самостоятельными и любознательными, когда дома никого нет. Не следует запирать детей одних дома. В случае пожара они не смогут выйти из горящего помещения наружу.

Напоминаем Вам меры предосторожности:

  1. Не оставляйте детей дома одних! Это влечет за собой уголовную ответственность.
  2. Проверяйте, не оставили ли вы включенной воду, газ. Выключили ли вы электроприборы.
  3. Не оставляйте детей дома одних, если в доме топится печь, работает газовая плита.
  4. Постоянно повторяйте с ребенком правила поведения при пожаре.
  5. Выучите с ребенком, как его зовут, его домашний адрес и телефон. Научите его набирать номера экстренных служб. Повесьте их на видимом месте.
  6. Не разрешайте детям самостоятельно пользоваться газовой плитой, растапливать печки, включать электроприборы.
  7. Не разрешайте детям гулять в темное время суток.
  8. Уберите с поля зрения ребенка все предметы: спички, зажигалки, предметы бытовой химии.
  9. Не разрешайте детям находиться на подоконниках, у открытых фрамуг, на балконе.

Уважаемые родители помните, что ваш ребенок не всегда может оценить правильно ситуацию, поэтому лучше,  если ваши дети будут находиться под вашим бдительным контролем постоянно.

Напоминаем вам основные правила безопасности:

При эксплуатации электроприборов

  • Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра
  • Включенные электроприборы не оставляйте вблизи штор, мебели
  • Не пользуйтесь не исправными розетками, вилками.
  • Не перегружайте электросеть, одновременно включая несколько приборов

При эксплуатации печного оборудования

  • Не перекаливайте печь
  • Не используйте для розжига печи горючие жидкости
  • Не оставляйте топящуюся печь без присмотра

Конечно, невозможно предупредить все и полностью обезопасить ребенка. Но проговорите опасные ситуации, объяснить, почему они могут произойти, — обязанность родителей. Ребенок копирует поведение родителей, поэтому будьте для него хорошим примером.

Запретить ребенку познавать мир невозможно, задача родителей – подстраховать его, научить, предупредить возможную трагедию, быть рядом и даже на шаг  впереди.
Помните! Надежным защитником вашего дома будут АПИ. 

свернуть

Кансультацыя для бацькоў «Пачынаем размаўляць па-беларуску»

Часцей за ўсе бывае так, дзіця ідзе ў першы клас, а не толькі не ведае беларускай мовы, але, нават, ніколі і не чула яе меладычнасці і чысціні. Бацькі з жахам садзяцца з сынам, або з дачкой рабіць дамашнюю работу па беларускай мове і адчуваюць, што ахапіць неахопнае адразу не атрымліваецца. Згублены нейкі перыяд часу, калі можна было далучаць дзіця да роднай мовы яшчэ з маленства. Што рабіць? Плаціць грошы рэпетытарам, альбо ёсць іншы варыянт рашэння праблемы? Прапануем бацькам некалькі парад паступовага знаёмства дзяцей дашкольнага ўзросту з роднай мовай.

         Па-першае, калі ваша дзіця наведвае дашкольную установу, то вы павінны ведаць, што існуюць заняткі на беларускай мове ў групах сярэдняга і старэйшага ўзросту. На іх рэалізуюцца задачы адукацыйнай вобласці “Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін” вучэбнай праграммы дашкольнай адукацыі. Рашэннем педагагічнага калектыву назначаецца адзіны дзень маўлення па-беларуску, калі з раніцы і да вечара дзеці чуюць беларускую мову ў садку і самі спрабуюць на ёй размаўляць.  Акрамя таго, праводзяцца фальклорныя святы, напрыклад “Дажынкі”, “Свята ўраджаю”, “Калядкі”, “Сустракаем вясну” і іншыя, на якіх дашкольнікаў знаёмяць з культурай беларускага народу, яго мовай, традыцыямі, абрадамі, рамёсламі. На гэтыя святы заўсёды запрашаюцца бацькі. Вось вам і першая ступень адукацыі маленькіх беларусаў.

         А далей бацькам трэба развіваць дзіця самастойна ў сям’і. З чаго пачаць? Пачніце з калыханак, чытання кніжак-малютак, прывітання на роднай мове.

Затым звярніцеся да збораў ў садок у гульневай форме. “А давай апранацца па-беларуску!” – прапануйце малышу. І называйце яго адзенне: шкарпэткі, насоўка, кішэнька, каўнерык, гузікі, боцікі і г.д. Праз некалькі дзён ваша дзіця без памылак будзе знаходзіць адпаведную рэч, а потым і само назаве яе па-беларуску.

         На кухне хай маці пазаве дачушку гатаваць ежу па-беларуску. Назвы садавіны, гародніны, электрапрыбораў дзеці запомняць хутка і з задавальненнем будуць ужываць іх у размове з іншымі людзьмі. Тым часам тата, займаючыся рамонтам кватэры, разам з сынам разбіраюцца, якія патрэбны цвікі, гаечныя ключы, дошкі, шпалеры і іншае.

         Ідучы па вуліцы з маленькім грамадзянінам Беларусі, раскажыце яму аб памятніках архітэктуры вашага гораду, назавіце па-беларуску назвы крамаў, транспарту, дрэвы ў парку, хатніх і дзікіх жывёл. Не трэба навязваць малышу размову, калі ён змарыўся, хоча адпачыць або пагуляць. Рухайцеся паступова, але ўпарта, і тады, калі ваша дзіця пойдзе у школу, вы ўбачыце, што нездарма бавілі  з ім час, далучаючы яго да роднай мовы.

         Лічыце, гэта займае шмат часу, ці патрабуе дадатковых ведаў? Не? Тады, не адкладаючы, бярэмся за работу і добрых вам з дзіцем гульняў па-беларуску.

свернуть

Консультация для родителей "Воспитание любви к малой Родине"

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

                    М.Л. Матусовский.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Беларусь. А малая родина – это место, где человек родился и живет. Для нас этой родиной является наш славный город Березовка. Сейчас модно и пользуются спросом поездки за границу для отдыха в период отпуска, все стремятся в дальние места. И так складывается, что дети больше знают о других странах, чем о родной стороне, где они родились, и живут. А попробуйте организовать поездки, экскурсии по родному краю. Вы удивитесь сами, и обогатите внутренний мир вашего ребёнка открывшимися возможностями. Красота природы, богатое историческое прошлое и настоящее края, таланты народа, его уникальные умения в прикладном народном творчестве, настоящая кладовая познаний родного края. Есть современное хорошее понятие как сельский туризм. Как раз он и помогает открывать уникальные стороны жизни родного края.

       Уважаемые родители! Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту нашего города, удивляется тому что, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая. С группами людей. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно тёмным. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую  светом, и осеннюю – серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшённой флагами, транспарантами. Гирляндами цветов и огней! Всё это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах. Открывая новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного городка.

Четырёхлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание ребёнка постарше полезно привлечь к тем объектам. Которые расположены на ближайших улицах: парк, школа, дом культуры, библиотека, почта, центральная площадь. Рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Расширить круг представлений о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Поэтому, в выходные дни совершайте с детьми экскурсии по памятным местам. Ведь малая родина - это всегда близкий нашему сердцу край. Пусть он станет таким и для наших детей. К. Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца, нельзя любить то, чего не знаешь». Поэтому наша задача – научить детей любить свой край, а, следовательно, больше узнавайте о нём, умейте ценить его историю.

Уважаемые родители!

Любите свой край! И свою любовь к нему передавайте детям.

Источник: https://ds30.goroo-orsha.by/родителям/патриотическое-воспитание

свернуть

Консультация для родителей "Фликер - наш друг"

Оградить ребенка от потенциальных опасностей – естественное стремление ответственного, заботливого родителя. Часто неприятности подстерегают детей на дорогах. Фликеры – реальный метод предотвращения непредвиденных ситуаций. 

Фликер - это световозвращающий элемент, – изделие из пластика с характерной ребристой поверхностью, отражающей свет узким ярким пучком. В чём заключается принцип его работы?

В сумерки и в темноте, даже хорошему, аккуратному водителю сложно разглядеть пешехода. Особенно если человек одет в неброской, однотонной одежде.

Фликер привлекает внимание уже на расстоянии 130-240 метров, а с включенным дальним светом – с 400 метров.

Фликер похож на обычную игрушку. Это может быть кулон, значок на курточку, наклейка для рюкзака. Его применение снижает вероятность получения травмы на любой местности в шесть раз.

Даже небольшой светоотражатель – это реальный шанс уберечь своего ребенка, повысить  его защищенность на дороге.

 

Куда прикреплять фликеры для детей

Фликеры  актуальны зимой, вечером и в пасмурную погоду. Цветовая гамма аксессуаров разнообразна, а дизайн удовлетворит даже самых капризных детей и не испортит внешнего вида вещей.

• верхняя одежда;

• школьный рюкзак;

• запястье;

• детская коляска;

• велосипед или самокат;

• санки.

Сколько прикреплять фликеров?

Оптимальный вариант для пешехода – четыре фликера: на руках, ремне и рюкзаке. Несмотря на то, что светоотражатели больше похожи на яркий аксессуар, пользу его невозможно переоценить: по статистике появление фликеров в шесть раз сократило число ДТП с участием детей.

Виды фликеров:

1.Подвески. Эти аксессуары можно надеть на грудь или закрепить на рюкзаке или сумке. Обе стороны такого фликера отражают свет. Изготавливают подвески из твердого или мягкого пластика, текстиля.

2.Значки. Световозвращатели для пешеходов этого типа – самые популярные. Внешний вид фликеров очень нравится детям. Уникальная технология производства позволяет наносить на пластиковую основу любое изображение: ребенка порадуют значки с персонажами любимых мультфильмов, смайликами, машинками. Подростки оценят фликеры с футболистами, музыкантами.

3.Браслеты. Данные светоотражатели отлично подойдут велосипедистам и спортсменам. Полоска гибкой стали внутри покрыта бархатистой тканью. Закрепить браслет можно на любой руке – достаточно просто зафиксировать его в необходимом положении.

4.Наклейки. Яркие шевроны, отражающие свет фар, изготавливают из мягкого пластика. Обратная сторона такого фликера покрыта специальным клеем. Наклеить светоотражатель можно на любую поверхность: верхнюю одежду, сумку, шапку. Единственный недостаток фликеров-наклеек – небольшой срок службы. Уже после первой стирки они теряют свои светоотражающие качества.

5.Термоаппликации. Светоотражатели этого типа легко перенести на одежду – для этого понадобится прогладить их утюгом. Аппликации отлично переносят даже несколько десятков стирок!

 Производители одежды для детей так же оснащают комбинезоны, куртки и штаны полосками, отражающими свет. Однако, зачастую качество нашивок низкое – фликеры могут перестать «работать» в дождь и после стирок.               

 Обеспечить безопасность на дороге для детей можно их же собственными руками. Изготовить необычный фликер, обеспечивающий безопасность детей на дорогах, можно в домашних условиях, на занятиях в школе или детском саду. Фликер, изготовленный своими руками, не просто порадует ребенка, он обеспечит его безопасность на дороге! Однако, полагаться только на светоотражающие элементы не стоит. Уберечь детей от опасности поможет активная профилактическая работа!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/03/07/konsultatsiya-dlya-roditeley-chto-takoe-flikery

свернуть

Консультация для родителей «Безопасность детей в быту»

Когда в доме появляется ребенок, родителям необходимо позаботиться о его безопасности.

Дети - исследователи, им все интересно: блестящий нож, ножницы, спички в красивой коробке, розетки, открытая дверь на балкон, открытое окно, бутылочка с яркой этикеткой.

На что следует обратить внимание?

Электричество.

Провода в комнате должны быть фиксированы, не свисать и не иметь нарушений в изоляции. На розетки поставьте специальные заглушки. Электроприборы не должны быть в досягаемости ребенка.

Безопасная мебель.

Воспользуйтесь специальными накладками на углы мебели. Установите заглушки на выдвигающиеся ящики и открывающиеся дверцы. Предотвратите опрокидывания стеллажей комодов и шкафов - прикрутите их к стене специальными креплениями.

Лестницы опасны для ребенка. Если в доме есть лестницы, закройте их специальной перегородкой.

Двери. Используйте амортизаторы и фиксаторы для дверей. Они предотвратят их полное закрывание или зафиксируют дверь. При наличии на двери большого стекла наклейте на него защитную пленку с двух сторон. Если стекло расколется, осколки останутся на пленке и не навредят вашему малышу.

Окна.

Поставьте специальные ручки блокаторы во избежании открытия окна. Отодвиньте стулья и диваны от подоконников, чтоб ребенок не вскарабкался на них.

Опасные жидкости и стиральный порошок. Средства бытовой химии, парфюмерия и косметика своими яркими упаковками привлекают детей. Уберите все емкости в отдельный шкаф, который закрывается или недосягаем для ребенка.

Лекарства. Не оставляйте лекарства на столах, прикроватных тумбочка и стульях. Убирайте лекарства с поля видимости ребенка.

Кухонная плита. Старайтесь готовить на дальних конфорках плиты. Опасность представляет жар от открытого духового шкафа и конфорок. Наклейте на духовой шкаф специальную пленку, если стекло духовки нагревается. Поставьте на выключатели конфорок специальные колпачки, которые прокручиваются, но плита при этом не включается.

Ванная комната и туалет. Постелите специальные коврики, чтоб ребенок не поскользнулся на кафельном полу ванной комнаты. Электрические приборы не должны быть подключены и оставлены в ванной. Стеллажи и зеркала должны быть крепко зафиксированы на стене во избежании их падения. Не оставляйте ребенка одного во время купания и постелите специальный резиновый противоскользящий коврик в саму ванную. На унитаз можно приобрести специальный блокатор. Это спасет от выброшенного в унитаз телефона и ребенок не сможет помыть в нем руки.

Еще немного о безопасности.

Не ставьте сувениры и книги на нижние полки, куда может дотянуться ребенок. Откажитесь от скатертей на стол, которая не зафиксирована. Ребенок может потянуть ее на себя и опрокинуть все что на ней есть. Убирайте ключи в специальные ключницы или вешайте их выше, куда не сможет дотянуться ребенок.

Мелкие предметы такие как пуговицы, шарики, монеты, бусы, батарейки, конструкторы с мелкими деталями тоже должны быть убраны. Ребенок может взять их в рот и случайно проглотить, засунуть в нос, уши.

Комнатные растения.

Некоторые растения могут представлять опасность для ребенка, так как в их листьях и стеблях содержится ядовитый сок (например, цикламен, диффенбахия, молочай, олеандр). Если их мять в руках или пробовать на вкус, возможны сильные аллергические реакции. Обратите внимание на растения у вас дома. Если они несут опасность для здоровья малыша - переставьте их подальше от ребенка или замените их на растения которые оказывают положительное влияние на климат в детской комнате (бегония, хлорофитум, лимонное дерево).

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА даже на самое короткое время! Жизнь и здоровье наших детей зависит от нас самих.

 
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-bezopasnost-rebenka-v-bytu.html
 
свернуть

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: «все ли благополучно? », придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.

В ДТП дети попадают не просто так. Одни выбегают поиграть на проезжую часть дороги, догоняя свой мяч, другие выходя на дорогу не посмотрев по сторонам, а виноваты в этом мы, взрослые это мы не научили детей, не подсказали, не предостерегли. 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает в ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет или они успеют перебежать дорогу перед транспортом, или переходят дорогу вне пешеходного перехода. Ежегодно на дорогах России погибают около 1, 5 тысяч детей, 24 тысячи получают ранения. И это не просто цифры. Дорога - угроза жизни детей. Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить! Только следуя всем установленным правилам и требованиям, Вы сможете сохранить жизнь и здоровье детей.

Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете:

- все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами;

- в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим;

- пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье.

Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!

Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.

Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

  • Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.
  • Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.
  • Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.
  • Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.
  • Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.
  • Переходите улицу строго под прямым углом.
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
  • При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.
  • Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
  • Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.
  • Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
  • К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
  • Играй только в стороне от дороги.
  • Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара.
  • Переходи улицу только шагом, не беги.
  • Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.
  • Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.
  • Не пересекай путь приближающемуся транспорту
  • Трамваи всегда обходи спереди.
  • Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит.
  • Не высовывайся из окна движущегося транспорта.
  • Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.
  • Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.
  • Если ты потерялся на улице - не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.

Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.

Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!

Уважаемые родители! Помните!

На улице крепко держите ребёнка за руку!

Выработайте у ребёнка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, и только потом переходить улицу.

Ребёнок учится законам улицы у родителей.

Пусть Ваш пример послужит правильному поведению на улице не только вашего ребёнка, но и других детей.

Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и он чувствовал себя уверенно на дороге, советуем Вам:

  • напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;
  • никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;
  • при переходе проезжей части держите ребенка за руку;
  • учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;
  • учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;
  • не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

Еще раз помните! Дорога полна неожиданностей: она не терпит шалости- наказывает без жалости! Лишь строгое соблюдение Правил станет залогом безопасности вас и вашего ребенка!

 

 

 

свернуть
поделиться в: