С 2021 года в Государственном учреждении образования  осуществляться реализация регионального педагогического проекта "Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования"

Обоснование целесообраности (актуальности) проекта.

В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь  все компоненты системы образования взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всеми обучающимися. Для эффективного развития инклюзивного образования необходима целенаправленная, развитая система мер по гуманизации общественного мнения, просвещению населения в области учета образовательных возможностей лиц с особенностями психофизического развития.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020-2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования», одним из основных направлений деятельности учреждений дошкольного образования является системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

Инклюзивная культура – это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном отношении людей друг к другу. При этом инклюзивное образование базируется на идеях формирования инклюзивных ценностей и сотрудничества, когда ценность каждого является основой общих достижений. Процесс формирования инклюзивной культуры субъектов образовательного процесса предполагает построение учреждения дошкольного образования, основанной на системе взаимодействия в триаде «педагог – ребенок дошкольного возраста – родитель», функционирующей в логике расширения представлений об инклюзивной культуре и инклюзивном

образовании, формирования ценностного отношения, получения опыта совместной деятельности и положительного отношения к ней.

Актуальность проекта обусловлена тем, что социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых требований к педагогам, работающим в условиях инклюзивного образования. Трансформация представлений об инклюзивной готовности связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением установок в отношении детей с особенностями психофизического развития. Педагогическим работникам необходимо активно включаться, с одной стороны, во взаимодействие с детьми для осуществления индивидуализации образовательного процесса, а с другой – во взаимодействие с социальными институтами детства для реализации успешной социализации воспитанников.

Инклюзивная готовность педагогов предполагает сформированность и дальнейшее совершенствование инклюзивной компетентности педагогических работников, работающих в условиях инклюзивного образования.

Формирование инклюзивной компетентности педагога невозможно без формирования рефлексивной компетентности, выражающейся в непрерывном самообразовании, самосовершенствовании. Рефлексия – это системообразующий компонент в профессиональной деятельности педагога инклюзивного дошкольного образования. В связи с этим, весьма актуальным является развитие и поиск путей совершенствования у педагогов рефлексивной компетентности.

Данные исследований ученых позволяют определить рефлексивную компетентность педагогов в условиях инклюзивного дошкольного образования как способность к самоанализу педагогической деятельности, эмоционального состояния участников образовательного процесса, осознанное регулирование профессиональной деятельности с целью реализации индивидуализации образования.

При осуществлении инклюзивного образования наибольшие трудности у педагогических работников вызывает реализация следующих направлений: психолого-педагогического сопровождения ребенка в новой для него ситуации; анализ и осуществление индивидуального подхода ко всем детям, в том числе с ОПФР, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в реализации образовательных задач.

Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил нам определить потребность в создании модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования, способного к постоянной рефлексии и совершенствованию, в которой рефлексивная

компетентность выступает одним из структурных компонентов инклюзивной компетентности.

Предлагаемый проект ориентирован на развитие рефлексивной компетентности педагогов в реализации инклюзивного образования, преобразование теоретических и практических знаний специалистов системы дошкольного образования в соответствии с современными требованиями компетентностного подхода и необходимостью освоения инновационных методов и приемов решения педагогических задач. Анализ социально-исторических и теоретико-педагогических предпосылок становления и развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования позволяет создать прочную основу для его практического использования в системе методической поддержки педагогических работников дошкольного образования.

Таким образом, развитие рефлексивной компетентности педагога как составляющего компонента инклюзивной компетентности в целом, позволяет разрешить существующие противоречия:

– между потребностью общества в равном доступе к получению качественного образования всеми обучающимся, успешной жизнедеятельности в социуме и недостаточным использованием потенциала учреждений образования в развитии рефлексивной компетентности педагога как составляющей инклюзивной компетентности;

– между социально обусловленной необходимостью качественного формирования профессиональной компетентности педагога в области инклюзивного образования и недостаточной разработанностью условий, технологий, подходов в аспекте развития его рефлексивных компетентности;

– между разработанным и нормативно обеспеченным комплексом мер по развитию инклюзивного образования и недостаточно высокой компетентностью педагога в его реализации.

Цель проекта – развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования на основании инклюзивных подходов.

Меню раздела