Страница учителя-дефектолога Квач Дарьи Андреевны

Консультация для родителей «Нескучное обучение грамоте»

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.

А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь".

 

Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте, занимает много времени и сил. Но не следует его сокращать, ведь от добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

С чего начинать все – таки обучение грамоте? А начинать надо с игр. Существует множество игровых приемов обучения детей 4 -5 лет звуковому анализу слов. Эти игры помогают ребенку выделить звук как «строительный материал» слова. Но надо помнить, что звуковому анализу ребенок может научиться только подражая взрослому, который дает ребенку образцы специального произношения, интонирования звуков.

Итак, путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.

 

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м]  мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

- написать букву в воздухе, на столе;

- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;

- вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

- вылепить из пластилина, теста;

- написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

свернуть

Польза дыхательной гимнастики. Техника выполнения дыхательной гимнастики дома

Дыхательная гимнастика – это один из видов, здоровьесберегающих технологий. Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребёнка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

В детском саду дыхательная гимнастика используется в течение дня, например, в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных формах активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии. Дыхательная гимнастика оказывает положительное влияния на общее оздоровление организма ребёнка; активизирует иммунитет ребенка; благотворно влияет на нервную систему ребёнка, несёт успокаивающий эффект.

Дыхательные упражнения необходимы детям, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

 От правильного дыхания зависит правильное произношение тех или иных звуков, из которых состоят слова. К упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника.

Дыхательной гимнастикой с детьми младшего дошкольного возраста нужно заниматься не более 5 минут 3 раза в неделю, повторяя упражнение по 2- 3 раза. Перед тем как проводить дыхательную гимнастику необходимо вытереть пыль в комнате, где будет проходить занятие, проветрить её. Не следует проводить гимнастику после ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи ребёнком прошел хотя бы час. Упражнения следует выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения детей. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие детям. Дыхательные упражнения могут быстро утомлять ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.

Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Упражнения для детей проводятся в игровой форме. Дыхательную гимнастику можно проводить стоя, сидя, лежа. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнения подбираются с веселыми названиями.

свернуть

Требования к речи взрослого

Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребёнка

 

Становление личности ребёнка - сложный и многоуровневый процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт», прослеживалась глу­бокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения, никогда не заговорит. Однако и это­го ещё недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстника­ми, с семьёй.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодо­лению речевого дефекта пред­полагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родитель­ского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значитель­ную часть времени на поддержа­ние необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблю­дается острая потребность рабо­ты с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед долж­ны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Пре­жде всего, усилия педагогов и пси­хологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и де­тей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.

  Семья всегда старается воздей­ствовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребёнок подражает зву­кам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» своё умение к их произношению. Посте­пенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начина­ет говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, что­бы он с самого раннего возраста слышал правильную чёткую речь родителей, на примере которой бу­дет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становле­нии речи ребёнка.

Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психо­физического развития ребёнка, от состояния особенностей раз­вития его высшей нервной дея­тельности.

Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном раз­витии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражать­ся в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонема­тического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксическо­го оформления речи. Дети физиче­ски ослабленные, часто болеющие различными инфекционными бо­лезнями, так же отстают нередко в речевом развитии.

Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отры­ве от общего развития ребёнка. По­этому родитель должен следить за здоровьем ребёнка, укреплять его организм. В этом отношении боль­шое значение имеют правильный режим питания, физкультура, раз­личные водные процедуры.

Порой, даже при должном вни­мании родителей к общему психо­физическому развитию ребёнка, наблюдаются нарушения различ­ных сторон речи, обусловленные наследственными и экологически­ми факторами. Перед ними встаёт задача - своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребёнка в специали­зированное учреждение (логопе­дический пункт при поликлинике, СОШ, ДОУ, коррекционное учреж­дение), в котором ему будет ока­зана высококвалифицированная помощь логопедом. Это объясня­ется тем, что успешность и резуль­тат коррекционно-логопедической работы определяется ранней диа­гностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной взаимосвязи логопеда с ро­дителями.Совместная работа логопеда с родителями является неотъемле­мой частью всего педагогического процесса и осуществляется в сле­дующих формах: ознакомительные беседы, проведение индивидуаль­ных консультаций, оформление открытых логопедических занятий, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.

Более подробно рассмотрим со­держание форм совместной работы логопеда и родителей.

1 ознакомительные беседы логопеда. На начальных этапах со­вместной работы логопеда с роди­телем  проводится беседа, в ходе которой даётся разъяснение специфики логопедической рабо­ты, а именно: раскрываются зада­чи и содержание работы в течение всего периода обучения. Из первой беседы выясняются условия воспи­тания ребенка в семье, особенно­сти ребенка, увлечения, интересы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и пра­вильного построения зависит даль­нейшее сотрудничество.

Правильное понимание родите­лями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых логопедом в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в органи­зации речевых занятий дома. В про­цессе работы с родителями, логопед указывает, чем и как следует зани­маться с ребёнком дома, как поль­зоваться практическим материалом, чтобы ребёнок не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испы­тывал интерес к занятиям. Каждое занятие с ребёнком систематически закрепляется родителями дома с опорой на индивидуальную тетрадь с заданиями.

  • сообщения на стендах - от­ражаются сведения, касающиеся раз­вития речи ребёнка в норме; сформированность звукопроизношения у каждого ребёнка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей сло­вах; материалы по формированию звукопроизношения, связной речи у детей, которые периодически об­новляются, приводится список ре­комендуемой литературы.
  • индивидуальные беседы с родителями по вопросам тяжелого состояния речевого развития их де­тей. Важно в доступной и понятной форме раскрывають перед родителями основные отклонения в речевом развитии, причины их возникнове­ния, показывает степень отставания от нормы и необходимость совмест­ных усилий преодоления данного дефекта.

В индивидуальных беседах об­ращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители должны при­слушаться к советам и рекомен­дациям логопеда, делиться своим мнением и впечатлениями. Логопед постоянно напоминает им, что рас­ширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явле­ниях, знакомя его с художественны­ми произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близ­кие и доступные пониманию ребён­ка, они будут не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрому овладению правильной речью. Логопед подчёркивает, что в семье для ребёнка необходимо соз­давать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворе­ние от общения с взрослыми, не только получать от них новые зна­ния, но и обогащать свой словар­ный запас, учиться верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, инте­ресно рассказывать. С этой целью коррекционно-оздоровительная работа родителей с ребёнком по заданию логопеда, может включать следующие виды заданий:

артикуляционная гимна­стика (на примере формирования правильного   уклада органов арти­куляции при произнесении звука [р]): ,«Грибочек», «Дятел», «Лошад­ка», «Парус», «Заведи мотор».

пальчиковая гимнастика. Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Известный исследова­тель детской речи Кольцова М. М. отмечала, что «движения паль­цев рук исторически, в ходе разви­тия человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией... есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи...». Со­вершенствование ручной моторики способствует активизации мотор­ных речевых зон головного мозга, и вследствие этого - развитию рече­вой функции. Работая над мелкой моторикой, у ребёнка формируются не только моторные функции паль­цев рук, готовя руку к письму, но и оказывается влияние на развитие речи, внимания, памяти.

На предварительном этапе кор­рекции нарушения звукопроизно­шения, рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности дви­жений пальцев рук. Именно поэто­му трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развиваю­щих мелкую моторику пальцев рук. С целью развития мелкой моторики родители в игровой форме дома могут выполнять с ребёнком раз­личные задания:

  • Конструирование из куби­ков, домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и про­извольно.
  • Раскладывание и складыва­ние разборных игрушек (матрешек, пирамид, кубиков).
  • Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
  • Вырезывание цветных поло­сок, фигур по контурам.
  • Наматывание ниток на ка­тушку, клубок.
  • Расстегивание пуговиц, за­шнуровывание.

*      Работа с мозаикой.

*      Работа с пластилином.

дыхательные упражнения. Дыхание является не только жиз­ненно важной функцией, но и осно­вой речи, поскольку речь образует­ся на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности и плавности речевого дыхания. С этой целью родители могут предложить ребёнку надуть воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклони­лись и шелестели; задуть горящую в комнате свечу перед сном и т.д.

игры и упражнения на раз­витие высших психических функ­ций («Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди одинаковые фигуры», «Най­ди различия» и т.д.

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что ребёнок успеш­нее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образова­тельных учреждениях, но и в се­мье.

«Свет в окошках»

(игра с самоконтролем)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Вырезанный из бумаги контур домика с четырьмя окошками (по два на каждом этаже). В окошках: маска, слива, светофор и солнышко. Желтые и синие квадратики, соответствующие по размеру окошкам (по 3 шт.). Конверт с восклицательным знаком, в домик с желтыми и синими окошками, — образец пра­вильно выполненного задания. Схема слова — полоска карто­на, разделенная на три части (начало, середина, конец сло­ва). Карточка с буквой с.

Правила игры

  • Рассмотри картинки.
  • Определи место звука в слове и закрытой картинки желтыми квадратиками (« за­жечь свет в окошках») в том случае, если звук [с] слышит­ся в начале слова: маска, сли­ва, солнышко, светофор.
  • Сказать, в каких окошках (на каком этаже, справа или слева) «зажегся свет».
  • В конвертике с восклица­тельным знаком — конт­рольный вариант. Проверь себя и оцени.
  • Дополнительное задание: расположи букву с на схеме (для каждого слова).

Проговаривание чистоговорок.

Продолжить чистоговорку: ра-ра-ра — ... са-са-са — ... и т.д.

 

свернуть

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников

 

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос­нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи­шет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень прибли­зительно). «Игла» превраща­ется во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко не­достаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чте­нию, ответственными за опти­мальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успеш­но. Часто родители, добросове­стно пытаясь выполнить все рекомендации специалиста, не получают нужного результата. Это можно объяснить недоста­точным вниманием к проработ­ке предыдущего этапа — раз­витию речевого слуха.

Речью занимается относи­тельно поздняя по происхож­дению структура нервной системы. Неречевой слух — вос­приятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музы­ки — по своему происхожде­нию гораздо древнее. Форми­руясь, сложные психические процессы зависят от более эле­ментарных функций, лежа­щих в их основе и составляю­щих «базу» для их развития. Ребенок может научиться го­ворить и мыслить, только вос­принимая, начиная с узнава­ния природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситу­ации, предмет этот нужно рассматривать, если возмож­но, трогать, брать в руки. Кро­ме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следу­ет начинать с наиболее элемен­тарных видов различения: «тихого — громкого», «быст­рого — медленного», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.

Для формирования нерече­вого звукоразличения в логопе­дии и нейропсихологии разра­ботаны и успешно применяют­ся специальные упражнения. Важно отнестись к ним серь­езно, уделить им столько вре­мени и внимания, сколько по­надобится, при этом не забы­вая, что занятия должны стать привлекательными и интерес­ными для ребенка.

Предлагаемая игра не тре­бует пунктуального выполне­ния, скорее это тема для сво­бодной игровой импровизации.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплек­та небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, ко­торые, если коробочку потря­сти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислуши­вается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогич­но. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много ва­риантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробо­чек, ребенок запоминает и по­вторяет заданную последова­тельность разных звучаний. Не забывайте меняться роля­ми и обязательно иногда на­меренно ошибайтесь.

 

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных зву­ков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весен­нюю капель, шум леса в вет­реный день, пение птиц, го­лоса животных. Обсудите ус­лышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. На­чинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различа­ющихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосу­лек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услы­шать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят кома­ры. В городе постоянный шу­мовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.

 

Слушай, пробуй, как звучит

Исследуйте звуковую при­роду любых предметов и ма­териалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно сту­чать, топать, бросать, перели­вать, рвать, хлопать.

Угадай, что звучало

Проанализируйте с ребен­ком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефон­ный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и ки­пящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с откры­тыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их ко­личество с одного-двух до семи-десяти.

 

Что как звучит

Сделайте с ребенком волшеб­ную палочку, постучите палоч­кой по любым предметам, на­ходящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазву­чат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запом­нит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, пока­жи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадет­ся ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибать­ся. Не забудьте взять «волшеб­ную» палочку с собой на про­гулку. Более сложный вари­ант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок от­вечает на вопросы: «По како­му предмету я постучала? А сей­час? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки? »

 

Где позвонили

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой зву­чащий предмет. Ребенок за­крывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звени­те (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на во­прос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, сни­зу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребе­нок в роли водящего.

 

Подбери картинку или игрушку

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребе­нок угадывает, что вы дела­ли, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания

О правилах игры надо пред­варительно договориться.

Создаем мелодию

Вступите в диалог с ребен­ком на инструментах — чере­дуйте «высказывания», вни­мательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурирован­ное, повторите его «реплику».

Продолжайте игру, пока ре­бенок не отработает свою вне­запную находку.

Отработка ритмических структур

Вы задаете ритм, отстуки­вая его рукой, например: два удара — пауза — три удара. Ребенок его повторяет. Снача­ла ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упраж­нение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

  • ребенок повторяет ритми­ческий рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по сто­лу);
  • воспроизводит тот же рит­мический рисунок ногами;

—      придумывает свои ритми­ческие рисунки и контро­лирует их выполнение.      

Возможные пути выполне­ния задачи: удлинение и ус­ложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры мож­но записывать: слабый удар — короткая вертикальная черта, сильный — длинная верти­кальная черта.

Громко—тихо

Попросите ребенка произ­нести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то ска­зочных персонажей, договори­тесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте неболь­шие диалоги, узнавайте ва­ших героев по голосу, меняй­тесь ролями.

Камертон

Предложите ребенку прого­варивать по слогам любой сти­хотворный текст и одновре­менно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар), на каждом слове, вклю­чая предлоги, рука или нога меняется.

 

Узнай свой голос

Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узна­ет свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

 

свернуть

Нарушение слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста - это повод обращения к учителю-дефектологу.

  Если в  речи  дошкольника  имеются перестановки, пропуски  или  наращения  звуков и слогов, значит  структура  слов  воспроизводиться  неверно. До  3-х  лет  такое явление физиологически обусловлено, нормально.

Мы   нередко  слышим  от  малышей, только  начавших  говорить, примерно такие слова: мацицикл  (мотоцикл), мицанель (милиционер), касанавт (космонавт),и оправданно не беспокоимся о  состоянии  их  речи. Однако, если  ребенок  в  возрасте 4-5 лет  произносит: касавока (сковородка), писось ( пылесос), анга(нога), липека (таблетка) и   пр., то  это  является  сигналом стойкого  нарушения  слоговой структуры  слова  и  в  таком  случае  малышу   требуется  помощь   специалиста-логопеда.

      В системе  языка с  тремя  её  составляющими – фонетикой, лексикой  и  грамматикой  - слоговая  структура занимает ,на  наш взгляд, особое  место. С одной  стороны, это , несомненно, часть  произносительной  стороны речи- фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин  и  др.). Но с другой  стороны - существует связь  между структурными искажениями слов и их семантической  недостаточностью  у  дошкольников (на  это   указывали Р.Е.Левина, А.К.Маркова  и др.). Поэтому лексические  единицы ,а именно слова  с  малознакомым значением  чаще  подвергаются  изменениям  на  слоговом уровне.

       По  данным  некоторых  исследователей, существует  влияние формирования  слоговой  структуры  и  на  грамматический  строй  языка.

       Р.Е. Левина  отмечает,  что  возникновение  предложений  в  речи  ребенка  тесно  связано  со  слогообразованием.  По  мнению  Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим  строем   напрямую  зависит от ориентировки  ребенка   в   звуковой   системе   родного   языка. Улучшая  последнюю (и, в  частности, воспроизведение слоговой  структуры  слов),  мы  создаем  основу  для  усвоения   детьми  разнообразных грамматических    конструкций   и   грамматики  в  целом.

     Известен  и  тот  факт, что  отельные   слова   связываются  в предложения благодаря  грамматическим  средствам- окончаниях,  а  также  различным   предлогам  и  союзам.  Они  же, в свою  очередь,  нередко  образуют  в  речевом  потоке  слабые, безударные  слоги, звуковые  комбинации, содержащие  стечения  согласных  звуков (под  столом, в  стакане, со  скамейки, из-под  шкафа).

    Итак,  при  нормальном  речевом  развитии  и  в  условиях  его   патологии становление и функционирование всех  компонентов  языковой  системы-фонетики, лексики и грамматики- органически  связана  с  таким  понятием как  слоговая  структура.

   А.К.Маркова  указывает  на  связь овладения слоговым  составом с  мотивационной стороны  деятельности ребенка, уровнем  его  артикуляционных   возможностей, состоянием слухового фонематического восприятия. Она  же  подтверждает, что  вследствие  искажения  слогового состава  слова  затрудняется  общение  дошкольников, усвоение  ими  звукового  анализа, а затем  грамоты.

    Таким  образом, анализируя  литературные  источники, а также  собственный   опыт, приходим  к  выводу, что  неоправданно  связывать  вопросы  коррекции нарушений  слоговой  структуры  слов  только  с  проблемами формирования  произношения.

    По  мнению  Р.Е.Левиной, слоговая структура  является  генетически  более ранним  образованием, чем  фонематическая  функция  языка. Формирование «звукового  наполнения  слогового  контура   слова»  связано  с  ритмико-интонационными фонологическими  средствами  языка, непосредственно  возникающими  из   доречевых   компонентов  общения.

    Р.Е.Левина  считает,  что, несмотря  на  системные  связи  фонетики, лексики   и  грамматики,  каждый из  компонентов языковой  системы имеет свои  внутренние   закономерности. В  частности, воспроизведение  слоговой структуры  слова опирается  на  рядообразование.

     И.А.Сикорский  указывает  на   известную  самостоятельность  процесса усвоения слоговой   структуры  по  отношению  к  овладению   отдельными звуками.

     Следует  отводить  нарушению   слоговой  структуры  особое  место как  при  обследовании  детей  с  речевой  патологией, так и в процессе  коррекционного  воздействия.

     Стойкое  искажение слоговой структуры  слова у  дошкольника   старше четырехлетнего  возраста     является  симптомом  глубокого нарушения фонематического восприятия ,которое, в свою  очередь, неизбежно свидетельствуют  об общем недоразвитии речи у такого ребенка.

      Типичные  примеры искажения  слоговой  структуры детьми  пятилетнего возраста:

      регулировщик – анялотик, игулетик;

      сковородка     -  кавота, сякавота;

      стрекоза         -   коза, ситазя;

      табуретка       -   бутека, тубека;

      перекрёсток   -  пикёся, кипёсяк;

      виноград       -    биледат, вигана;

      дверь             -   дель, дей.

Наряду  с  сокращением  числа  слогов  ,их  перестановками, искажениями и замещениями , в каждом примере встречается нарушение  воспроизведения стечений согласных  звуков. Поэтому им  следует  отводить  ведущее место  в системе  коррекционных   упражнений.            

     Выводы  по  вопросам  коррекции нарушения  слоговой  структуры  слова:

  1. Работа учителя-дефектолога над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи  с  лексическим  и грамматическим значениями слова, а также в тесном взаимодействии с родителями.

    2. Нарушение слоговой  структуры неправомерно относить к дефектам  произношения, следует   отвести   этой   патологии особое  место  как  при обследовании дошкольника, так и в процессе  коррекции  речи.

     3. Оценка  нарушений  слоговой  структуры может  служить  ключом  к дифференциальной диагностике  различных   нарушений  речи.

     4. Нарушение  слоговой  структуры  является   одним  из  следствий  глубокого  недоразвития  фонематического  восприятия, что, в  свою  очередь, свидетельствует  о  наличии общего  недоразвития  речи.

    5. Самым  распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей  является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков.

    6. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением  его значения.

     7. Одно  из  важных  условий проведения  коррекционной работы-формирование слоговой  структуры  слов с опорой на  слуховую, зрительную и кинестетическую  функции.

 

Дидактические игры и упражнения  для формирования слоговой структуры слова у дошкольников.

                                       Игры с мячом:              

                                «Слушай, хлопай»

Цель: Учить отхлопывать слоговой ритм слова.

Материал: Мяч

Ход игры:

Ребёнок отбивает мячом ритм заданного  взрослым слова.

                                    «Передай дальше»

Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: Мяч

Ход игры: Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слога.                               

                                    Игра « Телеграф»

Цель: Развивать  умение делить слова на слоги,

Материал: Палочки

Ход игры: Ребёнок «передаёт»заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

                                     Игра «  Сосчитай ,не ошибись»

Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: Пирамидка, кубики, камешки.

Ход игры: Ребёнок произносит заданные взрослым  слова и выкладывает камешки(кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

                                Игра «Что изменилось?»

Цель: Учить различать разную слоговую структуру слова.

Материал: Картинки.

Ход игры: Ребёнок   называет и объясняет различие между словами.

Например, слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

                             Игра «Найди самое длинное слово»

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: Картинки

Ход игры: Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

                             Игра «Выбери   нужную цифру»

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: Картинки, карточки с цифрами.

Ход игры: Взрослый показывает картинки. Ребёнок показывает цифру, соответствующую количеству слогов в слове.

Вариант усложнения -цифру ударного слога.                         

                           Игра «Конец слова за тобой»

Цель: Учить синтезировать слова из слогов.

Материал: Фишки

Ход игры: Взрослый начинает слово и передаёт фишку ребёнку. Ребёнок должен  добавить одинаковый слог.

Например,ША:ка…,ва…,Да..,Ма..,Ми…

Консультация по  материалам https://sad-leskovka.schools.by/pages/narushenie-slogovoj-struktury-slova-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.

 

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за опти-мальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Часто родители, добросовестно пытаясь выполнить все рекомендации специалиста, не получают нужного результата. Это можно объяснить недостаточным вниманием к проработке предыдущего этапа — развитию речевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух — восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки — по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого — громкого», «быст-рого — медленного», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, при этом не забывая, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Предлагаемая игра не требует пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

 

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, го-лоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.

 

Слушай, пробуй, как звучит

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, перели-вать, рвать, хлопать.

Угадай, что звучало

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефон-ный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с откры-тыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи-десяти.

 

Что как звучит

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки? »

 

Где позвонили

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.

 

Подбери картинку или игрушку

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребе-нок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания

О правилах игры надо предварительно договориться.

Создаем мелодию

Вступите в диалог с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».

Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.

Отработка ритмических структур

Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: два удара — пауза — три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

—ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

—воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

— придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути выполнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар — короткая вертикальная черта, сильный — длинная вертикальная черта.

Громко—тихо

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Камертон

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

 

Узнай свой голос

Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

свернуть

8 простых советов учителя-дефектолога родителям