Страница учителя-дефектолога Качалко Александры Владимировны

Почему ребенок молчит?

Консультация для родителей "Почему ребенок молчит?"

«Почему мой малыш молчит? Почему он говорит, но очень мало, плохо? В чем причина задержки речи?» - эти вопросы нередко задают родители детей 1 – 3 года жизни.

Действительно, по данным отечественных и зарубежных исследователей, число дошкольников с нарушениями в речевом развитии постоянно растет. В чем причина и каков характер этих нарушений? Сначала следует проанализировать условия, которые влияют на развитие речи.

У маленького ребенка процессы понимания речи близких людей и собственное говорение развиваются в тесном единстве. Для этого необходимо, чтобы у него было хорошее слуховое восприятие, активно работал головной мозг. Однако это далеко не все. Важно также, чтобы речевой аппарат малыша был подготовлен к произнесению звуков, а рядом находились близкие – мама, папа, другие родственники, которым малыш будет стремиться подражать.

Названные условия успешного развития речи – не единственные, но главные. Что же происходит, если какое – то из них не обеспечивается?

Речь – это не только произношение слов и предложений, но и понимание того, о чем говорят окружающие. Первой из возможных причин задержки появления речи или ее отсутствия может быть нарушение слуха. Известно, что даже небольшое снижение остроты слуха может существенно тормозить речевое развитие. Если же слуховая функция нарушена значительно, то развитие речи малыша без вмешательства особых специалистов – сурдопедагогов – не происходит совсем.

Сегодня разработаны эффективные методики выявления нарушений слуха у детей первых лет жизни. Поэтому, когда родителей или детского терапевта возникает хотя бы малейшее подозрение на нарушение слуха как возможную причину затруднений в речевом развитии ребенка, обязательна нужна консультация специалиста. При своевременном начале коррекционной работы в этом направлении успехи в развитии речи могут быть очень значительными!

Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга (М. М. Кольцова). Поэтому вторая причина задержки речевого развития – неполноценная работа отдельных участков головного мозга, которые отвечают за речевую деятельность. Именно человеческий мозг обеспечивает понимание слышимых слов, здесь же создаются программы движений, нужных для произнесения отдельных звуков и целых фраз. А дальше – в момент говорения – мозг подает необходимые команды органам дыхания, голосовому и артикуляционному аппаратам.

Если работа какого – либо участка мозга несовершенна, могут возникнуть различные по своим проявления отклонения в развитии речи. В логопедии – науке, изучающей нарушения речи у детей и взрослых, - накоплен большой опыт коррекции самых разных речевых дефектов. Но для выбора нужной методики логопед должен познакомиться не только с речевыми особенностями малыша. Ему очень важно знать, каковы были условия его раннего психофизического развития и сегодняшняя атмосфера семьи, кто из близких людей больше общается с ним в течение дня, с кем малыш охотно играет и т.д.

Сроки логопедической работы напрямую определяются причинами и характером выявленных дефектов речи. Так, если недостатки речи носят преходящий (возрастной) характер или слабо выражены, логопед может предложить посещать консультационные занятия (1 – 2 раза в месяц). А вот систематические – 2 – 3 раза в неделю – занятия будут рекомендованы, когда необходима значительная активизация речи вашего малыша. В обоих случаях обязательно потребуется дополнительная работа с ребенком и в семье.

К сожалению, опыт показывает: родители обращаются за помощью, лишь когда ребенку исполнилось 5 или даже 6 лет. Безусловно, и в таком возрасте логопедическая работа будет иметь результат. Но чем раньше ее начать, тем более развитой окажется речь ребенка к моменту поступления в школу.

Консультация логопеда особенно важна в тех случаях, когда в основе речевых недостатков лежит еще одна, третья, причина – нарушения в строении речевого аппарата. Здесь вновь только логопед поможет установить их причины и характер, подобрать коррекционную методику, а при необходимости направить ребенка с родителями на консультацию к специалистам (например, к врачу – ортодонту, если произношению мешает короткая уздечка языка или неправильный прикус).

Четвертая причина задержки в речевом развитии малыша – низкое качество окружающей его «питательной» речевой среды. Не секрет, что недостаточное развитие речи очень часто наблюдается у воспитанников домов ребенка. У них достаточно ярких игрушек, им обеспечсен хороший уход и присмотр, но шансы на общение со взрослыми – длительное, окрашенное положительными эмоциями и стимулирующее развитие их собственной речи – при этом невелики. Это приводит к задержке речевого развития с самых первых месяцев жизни, которую потом чрезвычайно сложно преодолеть.

Вот почему так важно правильно организовать и поддерживать режим речевого и игрового общения в семье, формировать у малыша интерес к совместным играм и другим занятиям, желание обратиться ко взрослому с вопросом или за помощью, поддержкой.

Таким образом, значимым компонентом речевой среды является речь взрослых. Основные требования к ней достаточно просты:

  • Речь близких ребенку людей должна быть грамматически и фонетически правильной, точной, ясной, эмоционально выразительной, образной;
  • Темп речи размеренный, а ее громкость достаточной (но не чрезмерной);
  • По форме и тону – безупречно вежливой;
  • Содержание и качество речи должны строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт.

Итак, определенные предпосылки для развития речи заданы самой человеческой природой. А вот для того, чтобы малыш научился понимать окружающих и активно использовать речь как средство общения и познания мира, требуется забота всех членов семьи с самых первых дней его жизни.

 

 Источник: https://multiurok.ru/blog/konsultatsiia-dlia-roditelei-pochemu-rebenok-molchit.html

свернуть

Консультация "Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста"

                                  Роль семьи в развитии речи детей
 

Правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.
Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми.
Очень важно, чтобы мама и папа заботились о
своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.
Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.
Поэтому милые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Общайтесь с ребенком с первых минут его появления на свет правильно,
следите за своим произношением, оно должно быть четким и чистым, а речь неторопливой.
Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь
детей (если очень хочется - посюсюкайте с ним, когда он заснул…)
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется
постепенно, вместе с развитием ребенка.
Многие родители часто задают вопрос: «Почему ребёнок плохо говорит?»
Для развития речи большое значение имеет – состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания (особенно на часто болеющих детей), влияние неблагополучной наследственности, плохая экология, неполноценное питание, психологический климат в семье и ряд других факторов. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность.
Как развивать речь детей в домашних условиях?
1. Разговаривайте с ребенком все свободное время. Озвучивайте любую
ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас.
2. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь,
чтобы он видел вашу артикуляцию. Привлекайте внимание к губам,
например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами,
цокайте язычком, заведите моторчик губами – пррррррррр, сделайте
круглые губы, широко открывайте и закрывайте рот и тому подобное…
3. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для
коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с
помощью ветра. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю,
необходимую для формирования звука.
4. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую
фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово,
на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно
более выразительно.
5. Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка,
предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6. Комментируйте его и свои действия. Например, «Сейчас я принесу
одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: шорты или
брюки, красную или синюю футболку?». Ребенок вынужден ответить словом,
а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его
недосягаемости, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи «Мы одели
футболку, брюки, теперь будем обуваться! Принеси ботинки и т. д.»
7. Вызывайте речь на сильных эмоциях, например, если ребенок что-то
просит, сделайте вид, что не понимаете, объясните ему, что надо попросить
и как надо сказать, он повторит за вами.
8. Занимайтесь пальчиковыми играми (речевая зона является частью
двигательного центра в коре головного мозга, т. о. мышление находится на
кончиках пальцев). Играйте в мозаику, «Лего», перебирайте фасоль, крупы,
раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из теста, пластилина любые
поделки и т. п.
9. На начальном этапе в развитии речи займитесь звукоподражаниями
игрушек, животных, машин. Например, машина – ж-ж-ж, самолет – в-в-в,
комарики звенят – з-з-з, водичка – с-с-с, мышка – пи-пи-пи … и так далее.
10. Обратите внимание малыша, где «живет голосок». Возьмите его на
колени, прижмите к груди и спойте песенку. Ребенок почувствует вибрацию
вашей грудной клетки – это голос. Когда вы молчите – голоса нет, когда
поете или говорите – голос есть. Придумайте игру «Включи голосок».
11. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не
бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты,
которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь
разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а
предметы дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока
ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте
не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать
малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и
воспроизвести его.
12. Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями, заканчивайте
упражнения до того, как ребенок устанет. Ставьте часы перед собой и
занимайтесь 10-15 минут, не больше, но 2-3- раза в день. Родители
нервничают, что быстро не получается и занятие затягивается на 40 минут
и более… Внимание ребенок уже не концентрирует, он устал, а вы упорно
наседаете дальше. Эти часы – для Вас! Прошло 15 минут, отдохните,
переключите его на другое, сходите погулять или поиграйте.
13. Если ребенок произносит плохо начальный звук, возьмите его ладошку
– четко произнесите первый звук, демонстрируя воздушный поток на ручку
малыша. Например, слово - «СПАСИБО», где в его исполнении первый звук
«С» выпадает. Вы произносите звук С в этом слове немного протяжнее на
ладошку - «СССПАСИБО». Ребёнок почувствует этот холодный ветерок.
Теперь попросите – пусть сам скажет на свою ладошку тоже с ветерком …
14. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова,
отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка).
15. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел
возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать
его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок
что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько
раз – коротко, четко, выразительно.
16. Организовывайте игры: например, игра «Чего (кого) не стало? Возьмите
3 игрушки, рассмотрите их с ребёнком. Затем предложите ребёнку закрыть
глазки и одну игрушку спрячьте под платок. Чего не хватает? и т. д.
19. Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь
ему развиваться гармонично.
Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего
малыша!
Успехов вам и терпения!

По материалам сети интернет:https://mdoy.pro/pict/ds_867/rekomendacii_rol_semi_v_razvitii_rechi_detej.pdf

свернуть

График работы

01.09.2023

 

ГРАФИК РАБОТЫ

КАЧАЛКО АЛЕКСАНДРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи

на второе полугодие 2023/2024 учебного года

Дни недели

Начало рабочего времени

Окончание рабочего времени

Консультации для родителей

Консультации для педагогов

Понедельник    

7.55

9.20

9.55

9.10

9.45

  12.15

 

 

Вторник

7.55

11.55

 

12.00-12.20 (каждый 3 вторник месяца)

Среда

07.55

9.20

9.55

9.10

9.45

  12.15

 

 

Четверг   

7.55

9.20

       9.10

       11.55

 

 

Пятница  

7.55

11.55

17.30-17.50

(каждая 2 пятница месяца)

 

Суббота

Выходной

Воскресенье

Выходной

свернуть

Создание мотивации к овладению правильной речью

подробнее...