Страница учителя-дефектолога Качалко Александры Владимировны

Влияние гаджетов на развитие ребенка

Влияние гаджетов на развитие ребенка

В последние годы логопеды, педагоги, психологи стали замечать, что детей с задержкой развития речи становится все больше. И самое обидное в том, что причина не во врожденных или приобретенных физических и умственных патологиях, а в ставших необходимыми в повседневной жизни гаджетах.

Конечно, наша реальность сейчас такова, что убрать гаджеты из жизни ребенка не реально, да и речь не идет об их полном исключении. Казалось бы, ну, чем плохи яркие картинки, обучающие мультфильмы, интересные развивающие игры - все это в огромном количестве можно найти на просторах интернета. Но все это не способствует развитию речи, ведь развивающая игра не требует рассуждения, интересный познавательный мультфильм не стимулирует ребенка отвечать на вопрос, да и фантазию включать не надо: все герои сами говорят, выполняют различные интересные действия, ребенок остается пассивным наблюдателем или в лучшем случае молчаливым манипулятором. Речь развивается только в живом общении

Гаджеты заменили реальное общение. Вернувшись домой после тяжелого трудового дня родители предпочитают включить ребенку планшет, смартфон или развивающий мультфильм, только бы ребенок посидел тихо и не мешал. Но настораживает то, что все чаще детям не интересны обычные игрушки, они просто не умеют в них играть. Дети не знают, чем себя занять, им не интересно лепить из пластилина, рисовать или раскрашивать.

А ведь раньше (вспомните свое детство) дети занимались вечерами именно этим: они лепили или рисовали своих персонажей, потом их «оживляли», придумывали с ними игры и, конечно же, их озвучивали. Речь в таких играх развивается естественным образом, она является частью игры и частью взаимодействия с окружающим миром.

Проведение большого количество времени в гаджетах с раннего возраста напрямую влияет на задержку речевого развития. Ребёнок начинает говорить позже, а когда начинает, то часто его словарный запас оставляет желать лучшего. Также страдает звукопроизношение, структура построения слов и предложений, активная жестикуляция и мимика заменяют попытки донести что-либо вместо слов.

Уже не раз говорилось о влиянии гаджетов на нарушение психики в целом. Это, как правило, проявляется в агрессии ребенка. Она может проявляться в тот момент, когда вы пытаетесь забрать у ребенка гаджет, а может и в любых других обстоятельствах. Бывает, для того, чтобы сорваться, ребенку достаточно просто сделать что-то не так, как он задумал. Бывает, что дети пытаются физически напасть на родителей или сверстников (с кулаками или предметами).

Из-за нарушений психики пропадает нормальный сон. Частые кошмары, бессонница, «разбитое» состояние по утрам - первый признак зависимости.

Родителям достаточно несколько раз оставить ребенка с планшетом или компьютером на неограниченное время, и возникает замкнутый круг. Ребенок все чаще просит устройство, а взрослые все чаще получают свободное время (пока их чадо занято).

Первый, второй и третий год жизни ребенка - это так называемый чувствительный для развития речи период. Период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение с родителями, бабушками, сверстниками.

Но у детей уже сформировалась экранная зависимость. Детей поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, и они предпочитают его всем остальным способам функционирования.

В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 80-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.

Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное - в его общение со взрослыми.

Как еще влияют гаджеты на развитие?

- Нарушение осанки. Ребенок сидит с планшетом или у монитора компьютера в неправильной напряженной позе длительное время, это неизбежно приводит к искривлению позвоночника.

- Мышечная слабость. Ребенок практически находится без движения, естественно, что мышцы совершенно не развиваются.

- Нарушение мелкой моторики рук. Как правило, в играх ребенок использует только указательные пальцы и это не способствует развитию мелкой моторики в отличие от сбора пазлов, мозаики, конструкторов.

- Нарушение сенсорного развития. Ни один современный экран не сможет передать текстуру того или иного объекта. Потрогав экран, невозможно усвоить, что пушистое, а что шершавое. Невозможно ощутить холодное или теплое. Не реально обнюхать предмет.

- Нарушение зрения. Вопреки советам врачей, многие дети пользуются гаджетами в положении лежа. Не соблюдается и временной режим длительного напряженного просмотра. Глаза ребенка наблюдают за объектами, которые находятся на одном и том же расстоянии, не происходит «переключения» близь – даль. Что ведет впоследствии к близорукости.

- Нарушение эмоциональной сферы. Дети становятся не способны анализировать собственные эмоции и чувства.

свернуть

Особеноости коррекционной работы в ПКПП. Отличие ПКПП от специальной группы

 Особенности работы учителя-дефектолога в ПКПП. Отличие ПКПП и специальной группы

 

Многие родители, когда впервые приводят своего ребенка на занятие к дефектологу спрашивают: «Что делает дефектолог? Чем занимается? Чем отличается ПКПП от специальной группы ?» Я постараюсь ответить на данные вопросы.

Основная деятельность учителя - дефектолога  направлена на работу с детьми, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями навыками.

Содержание работы учителя - дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку, родителям, педагогам.

      Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:

Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка.

Второй этап – формирование групп, составление расписания, планов работы в зависимости от полученных результатов обследования.

Третий этап – непосредственно коррекционная работа по индивидуально составленным планам.

Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.

Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения.

 

 

 

 

 

 

Отличия ПКПП от специальной группы

 

В ПКПП учитель-дефектолог встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно (как в спец.группе).

  1. В ПКПП дети поступают и выбывают в течении года. Заниматься у дефектолога может 25 человек (в специальной группе 12).
  2. В ПКПП не существует определённой коррекционной программы (как в спец.группе). Учитель-дефектолог опирается на современные технологии и разрабатывает сам коррекционную программу.
  3. Занятия в ПКПП кратковременные (15-20 мин), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 или 12 мес. срок обучения.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса)
  • фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии  III уровня речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в специальных группах, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

 

 Особенности работы учителя-дефектолога в ПКПП. Отличие ПКПП и специальной группы

 

Многие родители, когда впервые приводят своего ребенка на занятие к дефектологу спрашивают: «Что делает дефектолог? Чем занимается? Чем отличается ПКПП от специальной группы ?» Я постараюсь ответить на данные вопросы.

Основная деятельность учителя - дефектолога  направлена на работу с детьми, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями навыками.

Содержание работы учителя - дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку, родителям, педагогам.

      Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:

Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка.

Второй этап – формирование групп, составление расписания, планов работы в зависимости от полученных результатов обследования.

Третий этап – непосредственно коррекционная работа по индивидуально составленным планам.

Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.

Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения

 

 

Отличия ПКПП от специальной группы

 

В ПКПП учитель-дефектолог встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно (как в спец.группе).

  1. В ПКПП дети поступают и выбывают в течении года. Заниматься у дефектолога может 25 человек (в специальной группе 12).
  2. В ПКПП не существует определённой коррекционной программы (как в спец.группе). Учитель-дефектолог опирается на современные технологии и разрабатывает сам коррекционную программу.
  3. Занятия в ПКПП кратковременные (15-20 мин), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 или 12 мес. срок обучения.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:

  • фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса)
  • фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии);
  • нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии  III уровня речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в специальных группах, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

 

 

свернуть

График работы

01.09.2024

 

ГРАФИК РАБОТЫ

КАЧАЛКО АЛЕКСАНДРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи

на первое полугодие 2024/2025 учебного года

Дни недели

Начало рабочего времени

Окончание рабочего времени

Консультации для родителей

Консультации для педагогов

Понедельник    

7.50

9.20

9.55

9.15

9.50

  12.00

 

 

Вторник

7.55

11.55

 

 

Среда

 

07.50

9.20

9.55

10.30

 

9.15

9.50

  10.25

12.05

17.30-17.50

(каждая вторая месяца)

 

Четверг   

 

7.55

 

11.55

 

12:00-12:20 (каждая вторая месяца)

Пятница  

7.55

11.55

 

 

Суббота

Выходной

Воскресенье

Выходной

свернуть
поделиться в: