Страница учителя-дефектолога Качалко Александры Владимировны
Влияние гаджетов на развитие ребенка
Влияние гаджетов на развитие ребенка
В последние годы логопеды, педагоги, психологи стали замечать, что детей с задержкой развития речи становится все больше. И самое обидное в том, что причина не во врожденных или приобретенных физических и умственных патологиях, а в ставших необходимыми в повседневной жизни гаджетах.
Конечно, наша реальность сейчас такова, что убрать гаджеты из жизни ребенка не реально, да и речь не идет об их полном исключении. Казалось бы, ну, чем плохи яркие картинки, обучающие мультфильмы, интересные развивающие игры - все это в огромном количестве можно найти на просторах интернета. Но все это не способствует развитию речи, ведь развивающая игра не требует рассуждения, интересный познавательный мультфильм не стимулирует ребенка отвечать на вопрос, да и фантазию включать не надо: все герои сами говорят, выполняют различные интересные действия, ребенок остается пассивным наблюдателем или в лучшем случае молчаливым манипулятором. Речь развивается только в живом общении
Гаджеты заменили реальное общение. Вернувшись домой после тяжелого трудового дня родители предпочитают включить ребенку планшет, смартфон или развивающий мультфильм, только бы ребенок посидел тихо и не мешал. Но настораживает то, что все чаще детям не интересны обычные игрушки, они просто не умеют в них играть. Дети не знают, чем себя занять, им не интересно лепить из пластилина, рисовать или раскрашивать.
А ведь раньше (вспомните свое детство) дети занимались вечерами именно этим: они лепили или рисовали своих персонажей, потом их «оживляли», придумывали с ними игры и, конечно же, их озвучивали. Речь в таких играх развивается естественным образом, она является частью игры и частью взаимодействия с окружающим миром.
Проведение большого количество времени в гаджетах с раннего возраста напрямую влияет на задержку речевого развития. Ребёнок начинает говорить позже, а когда начинает, то часто его словарный запас оставляет желать лучшего. Также страдает звукопроизношение, структура построения слов и предложений, активная жестикуляция и мимика заменяют попытки донести что-либо вместо слов.
Уже не раз говорилось о влиянии гаджетов на нарушение психики в целом. Это, как правило, проявляется в агрессии ребенка. Она может проявляться в тот момент, когда вы пытаетесь забрать у ребенка гаджет, а может и в любых других обстоятельствах. Бывает, для того, чтобы сорваться, ребенку достаточно просто сделать что-то не так, как он задумал. Бывает, что дети пытаются физически напасть на родителей или сверстников (с кулаками или предметами).
Из-за нарушений психики пропадает нормальный сон. Частые кошмары, бессонница, «разбитое» состояние по утрам - первый признак зависимости.
Родителям достаточно несколько раз оставить ребенка с планшетом или компьютером на неограниченное время, и возникает замкнутый круг. Ребенок все чаще просит устройство, а взрослые все чаще получают свободное время (пока их чадо занято).
Первый, второй и третий год жизни ребенка - это так называемый чувствительный для развития речи период. Период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение с родителями, бабушками, сверстниками.
Но у детей уже сформировалась экранная зависимость. Детей поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, и они предпочитают его всем остальным способам функционирования.
В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 80-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.
Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.
Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное - в его общение со взрослыми.
Как еще влияют гаджеты на развитие?
- Нарушение осанки. Ребенок сидит с планшетом или у монитора компьютера в неправильной напряженной позе длительное время, это неизбежно приводит к искривлению позвоночника.
- Мышечная слабость. Ребенок практически находится без движения, естественно, что мышцы совершенно не развиваются.
- Нарушение мелкой моторики рук. Как правило, в играх ребенок использует только указательные пальцы и это не способствует развитию мелкой моторики в отличие от сбора пазлов, мозаики, конструкторов.
- Нарушение сенсорного развития. Ни один современный экран не сможет передать текстуру того или иного объекта. Потрогав экран, невозможно усвоить, что пушистое, а что шершавое. Невозможно ощутить холодное или теплое. Не реально обнюхать предмет.
- Нарушение зрения. Вопреки советам врачей, многие дети пользуются гаджетами в положении лежа. Не соблюдается и временной режим длительного напряженного просмотра. Глаза ребенка наблюдают за объектами, которые находятся на одном и том же расстоянии, не происходит «переключения» близь – даль. Что ведет впоследствии к близорукости.
- Нарушение эмоциональной сферы. Дети становятся не способны анализировать собственные эмоции и чувства.
Особеноости коррекционной работы в ПКПП. Отличие ПКПП от специальной группы
Особенности работы учителя-дефектолога в ПКПП. Отличие ПКПП и специальной группы
Многие родители, когда впервые приводят своего ребенка на занятие к дефектологу спрашивают: «Что делает дефектолог? Чем занимается? Чем отличается ПКПП от специальной группы ?» Я постараюсь ответить на данные вопросы.
Основная деятельность учителя - дефектолога направлена на работу с детьми, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями навыками.
Содержание работы учителя - дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку, родителям, педагогам.
Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:
Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка.
Второй этап – формирование групп, составление расписания, планов работы в зависимости от полученных результатов обследования.
Третий этап – непосредственно коррекционная работа по индивидуально составленным планам.
Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.
Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения.
Отличия ПКПП от специальной группы
В ПКПП учитель-дефектолог встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно (как в спец.группе).
- В ПКПП дети поступают и выбывают в течении года. Заниматься у дефектолога может 25 человек (в специальной группе 12).
- В ПКПП не существует определённой коррекционной программы (как в спец.группе). Учитель-дефектолог опирается на современные технологии и разрабатывает сам коррекционную программу.
- Занятия в ПКПП кратковременные (15-20 мин), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 или 12 мес. срок обучения.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи
В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса)
- фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии);
- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии III уровня речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в специальных группах, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Особенности работы учителя-дефектолога в ПКПП. Отличие ПКПП и специальной группы
Многие родители, когда впервые приводят своего ребенка на занятие к дефектологу спрашивают: «Что делает дефектолог? Чем занимается? Чем отличается ПКПП от специальной группы ?» Я постараюсь ответить на данные вопросы.
Основная деятельность учителя - дефектолога направлена на работу с детьми, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями навыками.
Содержание работы учителя - дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку, родителям, педагогам.
Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:
Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка.
Второй этап – формирование групп, составление расписания, планов работы в зависимости от полученных результатов обследования.
Третий этап – непосредственно коррекционная работа по индивидуально составленным планам.
Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.
Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения
Отличия ПКПП от специальной группы
В ПКПП учитель-дефектолог встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно (как в спец.группе).
- В ПКПП дети поступают и выбывают в течении года. Заниматься у дефектолога может 25 человек (в специальной группе 12).
- В ПКПП не существует определённой коррекционной программы (как в спец.группе). Учитель-дефектолог опирается на современные технологии и разрабатывает сам коррекционную программу.
- Занятия в ПКПП кратковременные (15-20 мин), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 или 12 мес. срок обучения.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи
В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса)
- фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии);
- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии III уровня речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в специальных группах, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
График работы
01.09.2024
ГРАФИК РАБОТЫ
КАЧАЛКО АЛЕКСАНДРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи
на первое полугодие 2024/2025 учебного года
Дни недели |
Начало рабочего времени |
Окончание рабочего времени |
Консультации для родителей |
Консультации для педагогов |
Понедельник |
7.50 9.20 9.55 |
9.15 9.50 12.00 |
|
|
Вторник |
7.55 |
11.55 |
|
|
Среда |
07.50 9.20 9.55 10.30 |
9.15 9.50 10.25 12.05 |
17.30-17.50 (каждая вторая месяца) |
|
Четверг |
7.55
|
11.55 |
|
12:00-12:20 (каждая вторая месяца) |
Пятница |
7.55 |
11.55 |
|
|
Суббота |
Выходной |
|||
Воскресенье |
Выходной |