Страница учителя-дефектолога Веремейчик Анастасия Сергеевна
Консультация для родителей «Нескучное обучение грамоте»
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов.
Слоги состоят из звуков.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь".
Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте, занимает много времени и сил. Но не следует его сокращать, ведь от добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
С чего начинать все – таки обучение грамоте? А начинать надо с игр. Существует множество игровых приемов обучения детей 4 -5 лет звуковому анализу слов. Эти игры помогают ребенку выделить звук как «строительный материал» слова. Но надо помнить, что звуковому анализу ребенок может научиться только подражая взрослому, который дает ребенку образцы специального произношения, интонирования звуков.
Итак, путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
- написать букву в воздухе, на столе;
- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
- вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
- вылепить из пластилина, теста;
- написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Польза дыхательной гимнастики. Техника выполнения дыхательной гимнастики дома
Дыхательная гимнастика – это один из видов, здоровьесберегающих технологий. Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребёнка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
В детском саду дыхательная гимнастика используется в течение дня, например, в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных формах активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии. Дыхательная гимнастика оказывает положительное влияния на общее оздоровление организма ребёнка; активизирует иммунитет ребенка; благотворно влияет на нервную систему ребёнка, несёт успокаивающий эффект.
Дыхательные упражнения необходимы детям, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
От правильного дыхания зависит правильное произношение тех или иных звуков, из которых состоят слова. К упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника.
Дыхательной гимнастикой с детьми младшего дошкольного возраста нужно заниматься не более 5 минут 3 раза в неделю, повторяя упражнение по 2- 3 раза. Перед тем как проводить дыхательную гимнастику необходимо вытереть пыль в комнате, где будет проходить занятие, проветрить её. Не следует проводить гимнастику после ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи ребёнком прошел хотя бы час. Упражнения следует выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения детей. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие детям. Дыхательные упражнения могут быстро утомлять ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.
Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Упражнения для детей проводятся в игровой форме. Дыхательную гимнастику можно проводить стоя, сидя, лежа. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнения подбираются с веселыми названиями.
Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребёнка
Становление личности ребёнка - сложный и многоуровневый процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт», прослеживалась глубокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения, никогда не заговорит. Однако и этого ещё недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, с семьёй.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребёнок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» своё умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, чтобы он с самого раннего возраста слышал правильную чёткую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становлении речи ребёнка.
Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психофизического развития ребёнка, от состояния особенностей развития его высшей нервной деятельности.
Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонематического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, так же отстают нередко в речевом развитии.
Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка. Поэтому родитель должен следить за здоровьем ребёнка, укреплять его организм. В этом отношении большое значение имеют правильный режим питания, физкультура, различные водные процедуры.
Порой, даже при должном внимании родителей к общему психофизическому развитию ребёнка, наблюдаются нарушения различных сторон речи, обусловленные наследственными и экологическими факторами. Перед ними встаёт задача - своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребёнка в специализированное учреждение (логопедический пункт при поликлинике, СОШ, ДОУ, коррекционное учреждение), в котором ему будет оказана высококвалифицированная помощь логопедом. Это объясняется тем, что успешность и результат коррекционно-логопедической работы определяется ранней диагностикой и коррекцией речевого нарушения, а также осуществление тесной взаимосвязи логопеда с родителями.Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: ознакомительные беседы, проведение индивидуальных консультаций, оформление открытых логопедических занятий, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Более подробно рассмотрим содержание форм совместной работы логопеда и родителей.
1 ознакомительные беседы логопеда. На начальных этапах совместной работы логопеда с родителем проводится беседа, в ходе которой даётся разъяснение специфики логопедической работы, а именно: раскрываются задачи и содержание работы в течение всего периода обучения. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых логопедом в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. В процессе работы с родителями, логопед указывает, чем и как следует заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребёнок не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к занятиям. Каждое занятие с ребёнком систематически закрепляется родителями дома с опорой на индивидуальную тетрадь с заданиями.
- сообщения на стендах - отражаются сведения, касающиеся развития речи ребёнка в норме; сформированность звукопроизношения у каждого ребёнка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; материалы по формированию звукопроизношения, связной речи у детей, которые периодически обновляются, приводится список рекомендуемой литературы.
- индивидуальные беседы с родителями по вопросам тяжелого состояния речевого развития их детей. Важно в доступной и понятной форме раскрывають перед родителями основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения, показывает степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий преодоления данного дефекта.
В индивидуальных беседах обращается внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители должны прислушаться к советам и рекомендациям логопеда, делиться своим мнением и впечатлениями. Логопед постоянно напоминает им, что расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребёнка, они будут не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрому овладению правильной речью. Логопед подчёркивает, что в семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. С этой целью коррекционно-оздоровительная работа родителей с ребёнком по заданию логопеда, может включать следующие виды заданий:
артикуляционная гимнастика (на примере формирования правильного уклада органов артикуляции при произнесении звука [р]): ,«Грибочек», «Дятел», «Лошадка», «Парус», «Заведи мотор».
пальчиковая гимнастика. Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Известный исследователь детской речи Кольцова М. М. отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией... есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи...». Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, и вследствие этого - развитию речевой функции. Работая над мелкой моторикой, у ребёнка формируются не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и оказывается влияние на развитие речи, внимания, памяти.
На предварительном этапе коррекции нарушения звукопроизношения, рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. С целью развития мелкой моторики родители в игровой форме дома могут выполнять с ребёнком различные задания:
- Конструирование из кубиков, домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
- Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, кубиков).
- Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
- Вырезывание цветных полосок, фигур по контурам.
- Наматывание ниток на катушку, клубок.
- Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
* Работа с мозаикой.
* Работа с пластилином.
дыхательные упражнения. Дыхание является не только жизненно важной функцией, но и основой речи, поскольку речь образуется на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности и плавности речевого дыхания. С этой целью родители могут предложить ребёнку надуть воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклонились и шелестели; задуть горящую в комнате свечу перед сном и т.д.
игры и упражнения на развитие высших психических функций («Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди одинаковые фигуры», «Найди различия» и т.д.
Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье.
«Свет в окошках»
(игра с самоконтролем)
ОБОРУДОВАНИЕ:
Вырезанный из бумаги контур домика с четырьмя окошками (по два на каждом этаже). В окошках: маска, слива, светофор и солнышко. Желтые и синие квадратики, соответствующие по размеру окошкам (по 3 шт.). Конверт с восклицательным знаком, в домик с желтыми и синими окошками, — образец правильно выполненного задания. Схема слова — полоска картона, разделенная на три части (начало, середина, конец слова). Карточка с буквой с.
Правила игры
- Рассмотри картинки.
- Определи место звука в слове и закрытой картинки желтыми квадратиками (« зажечь свет в окошках») в том случае, если звук [с] слышится в начале слова: маска, слива, солнышко, светофор.
- Сказать, в каких окошках (на каком этаже, справа или слева) «зажегся свет».
- В конвертике с восклицательным знаком — контрольный вариант. Проверь себя и оцени.
- Дополнительное задание: расположи букву с на схеме (для каждого слова).
Проговаривание чистоговорок.
Продолжить чистоговорку: ра-ра-ра — ... са-са-са — ... и т.д.
Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников
Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Часто родители, добросовестно пытаясь выполнить все рекомендации специалиста, не получают нужного результата. Это можно объяснить недостаточным вниманием к проработке предыдущего этапа — развитию речевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух — восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки — по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого — громкого», «быстрого — медленного», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.
Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, при этом не забывая, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
Предлагаемая игра не требует пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.
Шумящие коробочки
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.
Чудо-звуки
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.
Слушай, пробуй, как звучит
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
Угадай, что звучало
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи-десяти.
Что как звучит
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки? »
Где позвонили
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Подбери картинку или игрушку
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания
О правилах игры надо предварительно договориться.
Создаем мелодию
Вступите в диалог с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».
Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.
Отработка ритмических структур
Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: два удара — пауза — три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
- воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
— придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
Возможные пути выполнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар — короткая вертикальная черта, сильный — длинная вертикальная черта.
Громко—тихо
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Камертон
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
Узнай свой голос
Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.
Нарушение слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста - это повод обращения к учителю-дефектологу.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводиться неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально.
Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанель (милиционер), касанавт (космонавт),и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: касавока (сковородка), писось ( пылесос), анга(нога), липека (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.
В системе языка с тремя её составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает ,на наш взгляд, особое место. С одной стороны, это , несомненно, часть произносительной стороны речи- фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и др.). Но с другой стороны - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (на это указывали Р.Е.Левина, А.К.Маркова и др.). Поэтому лексические единицы ,а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка.
Р.Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
Известен и тот факт, что отельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам- окончаниях, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы-фонетики, лексики и грамматики- органически связана с таким понятием как слоговая структура.
А.К.Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороны деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового фонематического восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажения слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты.
Таким образом, анализируя литературные источники, а также собственный опыт, приходим к выводу, что неоправданно связывать вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования произношения.
По мнению Р.Е.Левиной, слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция языка. Формирование «звукового наполнения слогового контура слова» связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения.
Р.Е.Левина считает, что, несмотря на системные связи фонетики, лексики и грамматики, каждый из компонентов языковой системы имеет свои внутренние закономерности. В частности, воспроизведение слоговой структуры слова опирается на рядообразование.
И.А.Сикорский указывает на известную самостоятельность процесса усвоения слоговой структуры по отношению к овладению отдельными звуками.
Следует отводить нарушению слоговой структуры особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.
Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия ,которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствуют об общем недоразвитии речи у такого ребенка.
Типичные примеры искажения слоговой структуры детьми пятилетнего возраста:
регулировщик – анялотик, игулетик;
сковородка - кавота, сякавота;
стрекоза - коза, ситазя;
табуретка - бутека, тубека;
перекрёсток - пикёся, кипёсяк;
виноград - биледат, вигана;
дверь - дель, дей.
Наряду с сокращением числа слогов ,их перестановками, искажениями и замещениями , в каждом примере встречается нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Поэтому им следует отводить ведущее место в системе коррекционных упражнений.
Выводы по вопросам коррекции нарушения слоговой структуры слова:
- Работа учителя-дефектолога над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова, а также в тесном взаимодействии с родителями.
2. Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения, следует отвести этой патологии особое место как при обследовании дошкольника, так и в процессе коррекции речи.
3. Оценка нарушений слоговой структуры может служить ключом к дифференциальной диагностике различных нарушений речи.
4. Нарушение слоговой структуры является одним из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи.
5. Самым распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков.
6. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения.
7. Одно из важных условий проведения коррекционной работы-формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции.
Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников.
Игры с мячом:
«Слушай, хлопай»
Цель: Учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: Мяч
Ход игры:
Ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.
«Передай дальше»
Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: Мяч
Ход игры: Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слога.
Игра « Телеграф»
Цель: Развивать умение делить слова на слоги,
Материал: Палочки
Ход игры: Ребёнок «передаёт»заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра « Сосчитай ,не ошибись»
Цель: Учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: Пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: Ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки(кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра «Что изменилось?»
Цель: Учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: Картинки.
Ход игры: Ребёнок называет и объясняет различие между словами.
Например, слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Игра «Найди самое длинное слово»
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: Картинки
Ход игры: Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Игра «Выбери нужную цифру»
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: Картинки, карточки с цифрами.
Ход игры: Взрослый показывает картинки. Ребёнок показывает цифру, соответствующую количеству слогов в слове.
Вариант усложнения -цифру ударного слога.
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: Учить синтезировать слова из слогов.
Материал: Фишки
Ход игры: Взрослый начинает слово и передаёт фишку ребёнку. Ребёнок должен добавить одинаковый слог.
Например,ША:ка…,ва…,Да..,Ма..,Ми…
Консультация по материалам https://sad-leskovka.schools.by/pages/narushenie-slogovoj-struktury-slova-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.
Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за опти-мальное протекание процесса любого обучения.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Часто родители, добросовестно пытаясь выполнить все рекомендации специалиста, не получают нужного результата. Это можно объяснить недостаточным вниманием к проработке предыдущего этапа — развитию речевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух — восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки — по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого — громкого», «быст-рого — медленного», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.
Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, при этом не забывая, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
Предлагаемая игра не требует пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.
Шумящие коробочки
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.
Чудо-звуки
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, го-лоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.
Слушай, пробуй, как звучит
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, перели-вать, рвать, хлопать.
Угадай, что звучало
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефон-ный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с откры-тыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи-десяти.
Что как звучит
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки? »
Где позвонили
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Подбери картинку или игрушку
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребе-нок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
Изменение характера движений при изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания
О правилах игры надо предварительно договориться.
Создаем мелодию
Вступите в диалог с ребенком на инструментах — чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».
Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.
Отработка ритмических структур
Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: два удара — пауза — три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
—ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
—воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
— придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
Возможные пути выполнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар — короткая вертикальная черта, сильный — длинная вертикальная черта.
Громко—тихо
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Камертон
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог — один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
Узнай свой голос
Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.