Страница учителя-дефектолога Василевич Ольги Ивановны

Консультация «Пальчиковые игры дома и на улице»

 

Подготовила учитель-дефектолог Василевич О.И.

В современном мире, мире гаджетов, взрослые все реже общаются между собой и, тем более, с детьми. Гораздо быстрее и проще отвлечь ребенка планшетом или телефоном, включить ребенку телевизор. Покупая ребенку яркую современную игрушку, родители забывают о развитии мелкой моторики рук. Мелкая моторика играет большую роль и очень важна в работе с детьми, благодаря ей развивается мышление, сознание, внимание, зрительная и двигательная память, речь детей. Все понимают, что главное в жизни ребёнка это игра. Всё должно быть на основе игры. И в этом всестороннему развитию ребенка очень хорошо помогают пальчиковые игры.

Эти упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму.

Как говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Пальчиковые игры не только стимул для развития речи и моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для игры в пальчики сажает своего ребёнка на руки, обнимая, придерживает его, когда она трогает его ладошку, поглаживает и щекочет, ребёнок получает массу необходимых впечатлений.

Давайте обобщим, сколько полезного мы делаем, играя в пальчики.

  1. Развиваем речь. Двигая пальчиками, ребёнок активизирует речевые центры головного мозга.
  2. Развиваем внимание. Пальчиковые игры учат ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение! Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок сможет научиться только к 6-7 годам. И от этого умения во много будут зависеть его школьные успехи.
  3. Развиваем память. В пальчиковых играх нужно запомнить многое: и положение пальцев, и движения, и стихи.
  4. Развиваем фантазию, воображение. Ведь руками можно рассказывать целые истории. Сначала пример покажет мама, потом папа, а уж потом и ребёнок сам сочинит свои первые пальчиковые сказки.
  5. Развитие моторики. Ну, и в конце концов, это очень поможет освоению навыка письма. Пальцы станут гибкими, подвижными, сильными.

В какие пальчиковые игры можно играть дома.

Самое первое и главное – это массаж кистей рук, например, перед сном. Это и успокоит ребёнка. И опять же тактильные прикосновения самых любимых мамы и папы. А также такой массаж укрепляет иммунитет.

Фасолевые ванны. В миску или коробку насыпать фасоль разного цвета. Можно бросить туда мелкие игрушки из киндер-сюрприза и попросить ребёнка их найти, заодно и посчитать. Или просто разложить красную и белую фасоль по баночкам, бокальчикам и т. п.

«Золушка» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую-то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Мозаика. Она развивает не только моторику, но и воображение.

Игры с пуговицами и бусинами (под присмотром взрослого). Нанизывать их на нитку. Можно нанизывать и крупные макароны и даже потом покрасить их гуашью.

Пазлы. Собирая красочные картинки, развиваются внимательность, сообразительность, усидчивость.

Игры с массажным мячом.

Рисование пальчиками, ладошками.

Игра с шишками. Эту игру можно проводить, гуляя с ребенком по лесу, парку. И при этом проговаривать стихи.

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут. (Круговые движения с шишкой между ладонями)

Шишки словно ёжики,

Колются чуть-чуть.

Покатать в ладошках

Шишку не забудь. (Перекатывание шишек между ладонями)

От ладошки до локтя

Покатила шишку я.

От локтя и до ладошки

Катит шишка по дорожке. (Прокатывание шишек от кончиков пальцев до локтя и обратно).

Игра с прищепками. Можно проводить игру всей семьей. Стать друг за другом, включить веселую музыку и при помощи прищепок передавать друг другу лист бумаги. При этом не касаясь бумаги руками.

Игра с ватными палочками.

Ватной палочкой играем,

Дружно палочки считаем – 2 пальцами держим за середину и вращаем правой и левой рукой

1, 2, 3, 4, 5 – на пальцы будем нажимать – нажимаем на подушечки

Пальчики и палочки

Наши выручалочки – вращаем между ладонями

Игра с крышечками. Игру можно проводить, играя с ребенком на улице, на площадке, во дворе.

«Башмачки»

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Пальцы словно балеринки,

Но одетые в ботинки,

Каждый пальчик, будто, ножка,

Только шаркает немножко. (Предлагается взять крышки от пластиковых бутылок и одеть их на пальцы).

Игра с песком. 

Это, наверное, самое любимое занятие детей летом. Что можно делать с песком? Пересыпать, делать из формочек разные кексы, пирожное, и даже строить замки и т.д. Ребенок подолгу может играть с песком. Можно поговорить с ребенком о том, какой песок (тяжелый - легкий, твердый - мягкий, много его или мало). Можно просто рисовать палочкой на песке и земле, все что угодно (геометрические фигуры, разные предметы, животных и т.д.). Можно предложить ребенку рассмотреть рисунки и запомнить их. А в конце прогулки попросить вспомнить, что вы рисовали.

Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой – массаж карандашами. Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

 

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

«ПРЯТКИ»

Сжимание карандаша в кулачке.

Возьми короткий карандашик и зажми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

«ДОГОНЯЛОЧКА»

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

«КАЧЕЛИ»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.                             

Покатаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

«ГОРКА»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

«ЛАДОШКА»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

Литература:

1. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами. - Мн., Аверсэв, 2005

2. Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет.

3. Киенко О. Игровая гимнастика для детей дошкольного возраста.

свернуть

Рекомендации для родителей по обучению грамоте

Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Фонематическая система представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В нашем языке такими признаками являются твердость-мягкость, звонкость-глухость, способ образования.

Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:

- фонематическое восприятие,

- фонематическое представление,

- фонематический анализ и синтез.

Основными задачами в процессе обучения грамоте являются формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, его основных качественных характеристик.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Что же такое звуковой анализ? Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове,

2) установление различительной роли звука,

3) выделение основных, качественных характеристик звука.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. На подготовительном этапе обучения грамоте в старшей группе следует научить ребёнка слышать звук [м] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Первый шаг в подготовке ребёнка к обучению грамоте – он научился громко, чётко и протяжно произносить гласные звуки русского языка, их шесть – А, О,У, И, Э, Ы; дети знают, что гласные поются, тянутся, воздух свободно идёт через рот, нет препятствий, обозначаем гласные красным кружочком.

Второй шаг - деление слов на слоги, что для ребёнка естественно, т. к. слог –основная единица речи. Попросите ребёнка хлопать в ладоши по мере прослушивания каждого слога: «мышонок», и тут же спросите: «Сколько раз ты хлопнул?». Ответ: «Три». Цель упражнения научить детей протягивать гласные звуки и делить слово на слоги. На этом этапе хорошо провести игру «Телеграф». Сначала произнесите слово по слогам. Чтобы принять телеграмму, нужно ее «записать»: взять карандаш и под схемой слова нарисовать соответствующее количество слогов, можно выложить сначала каждый слог пуговицами (наглядные средства позволят образно представить протяженность слов, научиться их измерять и сравнивать).

Третий шаг - научить ребёнка выделять отдельные согласные звуки. Согласные, которые не поддаются протяжному произнесению, труднее выделить голосом. Задания могут быть разными: 1. Определить позицию звука в слове: в начале, середине, конце, при этом ребёнок может пальчиком вести под звуковой дорожкой, выделяя голосом нужный звук. 2. Составить схему слова: необходимо протяжно произнести каждый звук, выделив его. Согласные напомним, бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Твёрдые мы обозначаем синим цветом, мягкие –зелёным; чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой).

Игры для развития звукового анализа и синтеза. Одна из таких игр называется «Мечталка-сочинялка». Эту игру очень любят дети. Она развивает не только фонематический слух, но и творческое воображение. Играть можно на лавочке, и на автобусной остановке, и на прогулке в парке. В игре шесть вопросов. Отвечая на вопросы, нужно обязательно употреблять слова на определенный звук (после знакомства детей с этим звуком): 1. Кем (или каким) вы хотите быть? 2. Какое имя вы себе выбрали? 3. Каких животных вы завели бы себе дома? 4. Что бы вы ели? 5. Куда бы вы ездили отдыхать летом? 6. Чтобы вы делали? (чтобы с вами происходило в жизни)? Например: со словами со звуком «С». 1. Я хочу быть снежной королевой. 2. По имени Снежана. 3. У меня дома жил бы слон. 4. Я ела бы соски и сочни. 5. Летом я ездила бы на Северный полюс. 6. И всю жизнь бы смеялась.

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза. 1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?), 2. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а). 3. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля). 4. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом, ком, Том, лом). 5. «Мечталка-сочинялка». Отвечая на вопросы, нужно обязательно употреблять слова на определенный звук (после знакомства детей с этим звуком): 1. Кем (или каким) вы хотите быть? 2. Какое имя вы себе выбрали? 3. Каких животных вы завели бы себе дома? 4. Что бы вы ели? 5. Куда бы вы ездили отдыхать летом? 6. Чтобы вы делали? (чтобы с вами происходило в жизни)?

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза. 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?). 2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. 3. Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум). 4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва). 5. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. «Телеграф»: Сначала произнесите слово по слогам. Чтобы принять телеграмму, нужно ее «записать»: взять карандаш и под схемой слова нарисовать соответствующее количество слогов.

Литература: Т.С. Малютина, Консультации учителя-логопеда родителям дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018. – 112 с.

свернуть

Родители — главные помощники учителя-дефектолога

На сегодняшний день, официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители. Разумеется, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Ваш ребенок начал заниматься с дефектологом. Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок и так занимается с дефектологом?» Нужно помнить, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, поэтому родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу.

Главное правило: окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слова, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Обращаясь к сыну или дочери, вы обязательно побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи, на примере которой формируется собственная речь детей.

Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся у него звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу. Для этого используются различные игры и игровые приемы. Например, игра «Повтори для кошки, для мишки…». На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог, ряд слогов, слово. Взрослый подыгрывает ребенку: «Как мишке понравилось! Кошечка не расслышала, повтори-ка еще раз!»

Итак, развиваем речь ребенка. С чего начать? Именно от речевого развития зависят общее психологическое развитие ребенка, формирование сферы его межличностного взаимодействия, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки! Очень полезно рисовать пальчиками краской (ребенок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги, а также мять и разрывать на кусочки пластилин (под присмотром взрослого). Предложите ребенку игры с пуговицами. Детям нравится перекладывать их, распределять по величине, по цвету, раскладывать в коробочки. Научите ребенка просовывать крупные пуговицы в петли. Можно предложить ребенку разрезать бумагу – это делать проще, а ткань, нитки – сложнее.

Тренируйте артикуляционный аппарат ребенка, делайте зарядку для языка не менее двух раз в день по 5-7 минут перед зеркалом. Полный список артикуляционных упражнений можно спросить у дефектолога, а также они широко представлены в печатных изданиях.

Развивайте речевое дыхание. Как ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание? Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • правильный вдох – через нос (следите за этим);
  • плечи не должны быть подняты;
  • выдох должен быть длительным, плавным;
  • следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
  • каждое упражнение повторяйте не более 2–3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

«На качелях». Ребенок лежит на спине без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе – опускается.

«Кораблик». Сделать из бумаги кораблик. Опустить его в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта ребенка, так чтобы ему было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет: для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.

«Бабочка». Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так чтобы они висели на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох.

«Мыльные пузыри». Веселое и полезное занятие – выдувание мыльных пузырей.

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки? Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Конечно, основную работу по формированию и развитию фонематического слуха возьмет на себя учитель-дефектолог. Но и родители тоже могут помочь своему ребенку.

«Выдели слово». Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам и т. п.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

 «Назови лишнее слово». Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку предлагается назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, гора, нора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок

Игра с мячом «Скажи наоборот.

Ребенок получает мяч и называет обратное действие:

Залезать – …

Вбежать – …

Скатиться –… и т. п.

«Один – много»

Мяч – много мячей.

Лягушка – много …

Машина – много …и т. п.

«Чем похожи?» Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул.

 «Игрушки». Про какие игрушки можно сказать мой, моя? Придумай и назови слова, про которые можно сказать мой, моя. В эту игру можно играть где угодно: на улице, по дороге в детский сад, в поездке и т. д.

Как научить ребенка пересказу?

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок приобщался к художественной литературе, запоминал образные слова и выражения, творчески строил собственные рассказы, научите его пересказывать прочитанные произведения. Приступая к такому важному делу, помните, что дети пятого года жизни только начинают накапливать опыт восприятия текста для последующего его воспроизведения. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Для того чтобы суметь освоить литературное произведение и пересказать его, дошкольники нуждаются в вашей помощи.

Предлагаю воспользоваться некоторыми советами.

  • После чтения произведения обязательно рассмотрите иллюстрации в книге. Задайте малышу вопросы к ним. Объясните то, что ребенок не понял, прочтите текст еще раз.
  • Направляя беседу, не просто задавайте вопросы, а стройте диалог. Высказывайте свое мнение, иногда сознательно неправильное. Пусть ребенок заметит ошибку и поправит вас.
  • Начав рассказ, остановитесь, предложив ребенку добавить слово или закончить целую фразу.
  • Попробуйте организовать пересказ по очереди: ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот способ поможетвыработать у малыша устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
  • Если малыш пересказывает текст с большими паузами, задавайте ему наводящие вопросы.
  • Взрослый должен читать книгу ребенку эмоционально выразительно, с правильными логическими ударениями и паузами. Помните, что монотонное чтение понижает интерес ребенка к услышанному.
  • Общение с книгой, которую малыш «читает»и пересказывает вместе с взрослым, играет огромную роль в развитии его связной речи.
свернуть

Фонематический слух, и почему это важно?

Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Так купайтесь в океане звуков и наслаждайтесь их прелестным разнообразием!

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом. А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и, если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух. Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда – ошибки в речи и на письме. Плохое развитие фонематического слуха может привести к функциональной дислалии – нарушенному произношению отдельных фонем или групп фонем. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не сможет и правильно их произнести. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).

Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы(фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо дом — том), звук [р] — на [л] и обратно (вместо три — тли, вместо корова — колова) звук [м] на [р] и обратно (вместо муха — нуха), шипящие свистящими (вместо здорово — ждорово, вместо здесь — ждесь) и др. В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях.

«Узнай звук» - это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука — делайте упражнение на этот звук.

Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Первый уровень - узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

«Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

«Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте

«Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень - различение сходных по звучанию слов 

 «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота; «вагон- фагон-вагон-вакон-факон»; «бумага-пумага-тумага-пумака-бумака»). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

«Не ошибись». Ребёнку предлагается повторить похожие слова сначала по два, затем по три в названном порядке: мак-бак-так, моток-каток-поток, ток-тук-так, батон-бутон-бетон, бык-бак-бок, ком-дом-гном, нитка-ватка-ветка.

Четвертый уровень - различение слогов

«Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа", на-на-па, на-но-на, ка-ка-га, па-ба-па. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень - различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - вввв, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

«Внимательные ушки». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

свернуть

Игры по дороге домой

Игры по дороге домой

Игры на развитие математических способностей.

  1. Если ребенок знаком со счетом, взрослый называет ему число и просит назвать следующее.
  1. По дороге наверняка попадаются вывески магазинов и прочих учреждений. Взрослый просит ребенка сосчитать количество букв в вывесках.
  1. Взрослый предлагает ребенку найти предметы определенной геометрической формы. В один день – треугольник, в следующий раз - круг и т.п.

Игры на развитие речи:

  1. Взрослый называет ребенку фрукты, овощи или ягоды, а ребенок должен назвать, какой сок делают из этих продуктов. Например, вишня – вишневый, морковь – морковный и т.п.
  1. Взрослый загадывает ребенку названия. «Я знаю 3 названия…» И тут фантазии нет предела: одежды, ягод, животных, мебели и т.д. Ребенок должен назвать 5 загаданных предметов.

Игры на развитие памяти и внимания:

  1. Выбирается любой цвет. По дороге домой вместе с ребенком надо находить предметы загаданного цвета.
  1. Взрослый делает определенную несложную последовательность движений руками или пальцами и просит ребенка в точности повторить движения.
  1. Взрослый прохлопывает в ладоши несложный музыкальный ритм. Ребенок должен постараться повторить ритм.
  1. Взрослый произносит определенную последовательность слов (3-5 слов). Ребенок должен повторить.

Играя по дороге домой, вы не заметите как пролетит время. Ребенку будет очень интересно, какую игру вы приготовили ему на этот раз. Параллельно будут формироваться важнейшие логические и мыслительные процессы.

 «Скажи наоборот»

Длинный - короткий; высокий - низкий; широкий - узкий; толстый - тонкий; тяжелый - легкий; глубокий - мелкий; большой - маленький; холодный - теплый; кислый - сладкий; шершавый - гладкий; тёмный - светлый; горячий - холодный; твёрдый - мягкий и т. д.

«Что лишнее?»

Собака, заяц, волк, белка.

Берёза, дуб, василёк, тополь.

Медведь, ёж, свинья, лиса.

Мяч, стул, юла, кубики.

Кровать, шкаф, чайник, стул.

Табурет, вилка, стакан, чашка.

Зима, лето, утро, весна.

Яблоко, огурец, лук, картофель.

Вишня, груша, смородина, малина.

Помидор, лимон, банан, апельсин.

«Назови ласково»

Стул - стульчик, дом - домик, стол - столик, чашка - чашечка, вилка - вилочка, окно - окошко, река - речка, дерево - деревце, берёза - берёзка и т. д.

«Продолжи ряд»

Чашка, кружка … что еще сюда подойдет? Что ещё можно добавить? Что это?

Коза, корова…

Стул, диван…

Яблоко, лимон…

Волк, лиса…

Огурец, лук…

Шапка, кепка…

Юбка, рубашка…

Туфли, сапоги…

Машина, мотоцикл…

«Съедобное – несъедобное»

Взрослый называет слово, если это съедобное, то нужно хлопнуть, если нет – топнуть.

«Назови детёнышей»

Взрослый называет животное, а ребенок называет детёныша.

«Назови первый звук в слове»

Взрослый называет слово, а ребенок должен назвать первый звук в этом слове.

свернуть

Обучение дошкольников элементам грамоты

 

Обучение дошкольников элементам грамоты

 

Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а также от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Обучение грамоте построено на базе знаний о звуках и буквах русского языка. Сегодня мы познакомимся с играми и упражнениями, в ходе которых вы дома сможете закрепить со своими детьми знания, полученные на занятиях в детском саду. Занятия по обучению грамоте проводятся один раз в неделю.

  1. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Так как дети в этом возрасте уже дифференцируют понятия гласный и согласный звук, то можно познакомить с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вопрос: сколько слогов в словах ЛИСА, МАЛИНА? Назовите все гласные звуки.

Игра «Телеграмма». Передаем друг другу слова или короткие предложения, отхлопывая слова по слогам: Например: КОРОВА. Соня пила воду.

Игра «Магазин». Задание: «купить одежду», в названии которой 2 слога, или 3 слога.

Игра «Поезд». Задание: рассадить по вагонам животных; в первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог (лев, кот и т.д.), во втором – животные, в названии которых 2 слога (лиса, заяц и т.д.), в третьем – 3 слога, в четвертом – 4 слога).

Игра «Разложи на полки игрушки». На верхней полке – игрушки, в названии которых один слог, на средней полке – игрушки, в названии которых 2 слога, на нижней – 3 слога.

Игра «Закончи слово». Родитель называет первую часть слова, ребенок называет вторую часть или полностью слово (дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.))

  1. Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Игра «Ушки на макушке». Родитель отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетаниях: ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

Игра «Отгадай словечко». Летела корова, Ляпнула слово. Какое слово ляпнула корова? (Родитель произносит слово по звукам: м а к, к и т, с о в а, т у ч а. Ребенок слушает и называет слово).

Игра «Подскажи звук». Родитель сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должен подсказать ребенок (котено…, бараба… и т.д.).

Игра «Волшебный мешочек». В мешке лежат картинки. Ребенок должен вытащить картинку, назвать, что изображено, а потом назвать по порядку звуки.

  1. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

Игра «Составь предложение с заданным словом». (Например: кот или машина).

Игра «Составь предложение по картинке».

Игра «Предложение рассыпалось». (работа с деформированным предложением). ЛЕТО, ГАЛЯ, ПАНАМА, НАДЕТЬ. КОМНАТА, МУХА, ЛЕТАТЬ, В.

Учим детей разбору предложений.

Задание: перед вами на столе счетные палочки, положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов в предложении. Напоминаем, что предлог – это маленькое слово. (Настя любит играть. Кукла Настя танцует польку. Настя читает новую интересную книжку. Кукла Настя гуляет в парке.)

- Сколько слов в предложении. Какое слово второе? Четвертое? Первое? Третье?

 

 

 

свернуть

Обогащение словаря дошкольников антонимами и синонимами

Одним из важнейших показателей языка является многообразие синонимов. Что такое синонимы? Синонимы - это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы обозначают сущность одного и того же явления многообразно, с разными оттенками. Синонимы не подменяют друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.  

У детей, посещающих логопедическую группу, встречаются ошибки в подборе синонимов и антонимов в большинстве слов. Это связано:

- с трудностями выделения существенных признаков слов;

- испытывают трудности при операциях сравнения и обобщения;

- с недостаточной активностью поиска слов;

- с ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Предлагаемые задания на обогащение словаря, расширение семантического поля могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям, у которых нет проблем со звукопроизношением. Хочу предложить вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступных детей, понятной лексике, они позволят обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.

Упражнение «Назови «слова-приятели» («слова-друзья»)  

Бросаете ребенку мяч и называете слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению, например:  

Друг… (товарищ, приятель); дом… (здание, жилище); дорога… (путь, шоссе); солдат… (боец, воин); неправда… (ложь); лежебока… (лентяй); смельчак… (храбрец); тоскливо… (грустно, печально); плясать… (танцевать); торопиться… (спешить, бежать, мчаться, нестись); размышлять… (думать, мыслить); печалиться… (грустить); шалить… (баловаться); бестолковый кот… (глупый кот); боязливый заяц… (трусливый, пугливый); смелый боец… (храбрый, отважный).

Упражнение «Четвертый лишний»

Назовите ряд из четырех слов и попросите ребенка назвать лишнее слово, объяснив свой выбор, например:                                            

Грустный, печальный, унылый, глубокий;                       

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;                   

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;                                   

Крепкий, далекий, прочный, надежный;                           

Понять, разобраться, запомнить, уразуметь;          

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Упражнение «Назови похожие слова»

Назовите ребенку ряд слов и попросите определить, какие два из них похожи и почему, например:                                                

Приятель-друг-враг;                                                 

Грусть-радость-печаль;

Еда-очистки-пища;                                                    

Труд-завод-работа;                                                   

Танец-пляска-песня;                      

Бежать-мчаться-идти;                                                

Петь-плясать-танцевать;      

Думать-хотеть-размышлять; 

Шагать-сидеть-ступать;                                   

Слушать-глядеть-смотреть;                                      

Трусливый-тихий-пугливый;                                             

Старый-мудрый-умный;                                                     

Бестолковый-маленький-глупый;                             

Смешной-большой-огромный;                                          

Тоскливый-серый-печальный.

Упражнение «Назови по порядку»

Предложите ребенку расположить слова, названные вами, по мере возрастания или убывания признаков, например: Большой-большущий-огромный-громадный; маленький-очень маленький-малюсенький-крохотный; 

Активно используйте следующие упражнения:                          

1) Поищите «слова-друзья» в стихотворениях;                

2) Найдите «слова-друзья» в сказке, в рассказе;              

3) Отыщите «слова-друзья» в пословицах и поговорках, объясните их смысл.

Упражнение «Подбери слова – неприятели»

К данным словам подбери слова – неприятели.

День - …(ночь)                                       Утро - … (вечер)

Восход - …(закат)                                   Весна – (осень)

Зима - ….( лето)                                      Добро _ ….(зло)

Друг – (враг)                                            Грязь - ….(чистота)

Жара - ….(холод)                                    Мир - …(война)

Правда - …(ложь)                                   Радость - …(горе)

Вдох - …(выдох)                                    Юг - ….(север)

Трусость – (смелость)                            Войти – …(выйти)

Говорил - ….(молчал)                            Взял - …(отдал)

Нашёл - …(потерял)                              Забыл - …(вспомнил)

Уронил - …(поднял)                              Насорил – (прибрал)

Ложиться -.(вставать)                            Одеваться – (раздеваться)

Мириться – (ссориться)                         Опускать – (поднимать)

Залетать – (вылетать)                             Заснуть – (проснуться)

Смеяться – (плакать)                              Большой – (маленький)

Белый – (чёрный)                                    Высокий – (низкий)

Весёлый – (грустный)                            Тёмный – (светлый)

Упражнение «Сравни наоборот»

Грузовик и такси. Что больше? Что меньше? (Грузовик больше. Такси меньше). Жираф и лошадь. Кто кого выше? Ниже? (Жираф выше слона. Слон ниже жирафа). Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? (Слон тяжелее медведя. Медведь легче слона). Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто передвигается медленнее? (Заяц бегает быстрее черепахи. Черепаха передвигается медленно).

Упражнение с мячом «Скажи наоборот»

Взрослый называет слово и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч, придумывает слово. противоположное по значению, называет это слово и бросает мяч обратно взрослому.

Одеть – (раздеть)                 Поднять – (опустить)

Бросить – (поймать)            Спрятать - (найти)

Положить – (убрать)            Дать – (взять)

Купить – (продать)               Налить – (вылить)

Богатый – (бедный)              Пустой – (полный)

Жидкий – ( густой)               Глубокий – (мелкий)

Сладкий – (горький или кислый)

Упражнение «Скажи наоборот»

Подобрать слова с противоположным значением.

Взрослый:                          Ребёнок:

Острая лопата                   Тупая лопата

Гладкая бумага.                Мятая бумага

Громкая музыка                Тихая музыка

Старая панама                   Новая панама

близко                                далеко

направо                              налево

Лёгкий чемодан                Тяжёлый чемодан

Грустный человек.            Весёлый человек

Низкий дом                        Высокий дом

Упражнение «Скажи наоборот»

Взрослый:                                                Ребёнок:

Холодно зимой,                                    а жарко … …летом.

Красный карандаш острый,                 а синий карандаш… …тупой;

Этот дом старый,                                  а этот дом … …новый;

У папы голос громкий,                        а у мамы … …тихий;

Кот- домашний зверь,                          а лиса - … …дикий зверь.

Упражнение «Добавь слово, обозначающее действие по картинкам.

Птица в клетку …(влетает), а из клетки она … (вылетает). Человек через дорогу …(переходит), а от дерева …(отходит). Рома в стакан воду …(наливает), а из стакана… (выливает).

На занятиях по изучению лексических тем ведется целенаправленная работа по обогащению у детей словаря синонимов. Эти игры используются на занятиях по развитию речи у старших дошкольников, а также в свободной деятельности детей. Родителям воспитанников рекомендую закреплять изученный словарь с помощью рекомендованных дидактических игр. Дети, с которыми проводится целенаправленная работа по обогащению речи синонимами, справляются с предложенными заданиями успешнее, чем их сверстники, с которыми подобная работа не осуществляется.

свернуть

Учим предлоги, играя

Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, нужно помочь ему освоить предлоги. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребёнок попросту может не слышать их. При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с 2,53 лет, и к 6-7 годам ребёнок должен использовать 21 предлог.

Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами нужно через игру.

Давайте рассмотрим варианты таких игр.

 

Игра «Где лежит игрушка?»

Эта игра учит ребёнка понимать значение предлогов - НА, В, ПОД, ОКОЛО.

Берём коробку с крышкой, ставим её на стол, а рядом кладём мелкие предметы или игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую – под коробку, следующие – на коробку и около коробки.

Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д.

После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.

 

Игра «Куда села бабочка?»

Игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА. Держим в руке игрушечную бабочку или её изображение и перемещаем её на различные предметы, спрашивая у ребёнка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.

 

 

 

Игра с мячом.

Эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - С. Бросаем мяч малышу и спрашиваем: «С чем пьют чай?» Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно: «С сахаром».

«С чем делают блинчики?» (С творогом).

«С кем ты дружишь?» (С Сашей).

«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.

 

Игра «Прятки»

Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребёнок не видел этого. Предлагаем ему угадать, куда мы положили игрушку, задавая вопросы, в которых есть предлог. Например: «Ты положила мяч в шкаф?», «Ты спрятала мяч за штору?», «Ты закатила мяч под кровать?» и т.д.

Такие игры полезно повторять, используя разные игрушки и предметы домашнего обихода.

При выполнении заданий с предлогами произносить их нужно раздельно и внятно, выделяя при помощи интонации и силы голоса.

Ещё нужно следить за тем, чтобы ребёнок тоже произносил предлоги отдельно от идущего за ним слова.

 

свернуть

Роль чтения книг в жизни дошкольника

Сейчас достаточно много красочно оформленных книг. Казалось бы, дети сами с интересом должны их рассматривать, но просто рассматривать картинки этого мало, и малыши часто просят взрослых почитать им не только для того, чтобы узнать, о чем эта красочная книга, но, чтобы поговорить с взрослым. Детям необходимо совместное чтение. Это дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, кругозор, мышление, знакомит с нравственными ценностями. Процесс познания у дошкольников, как правило, происходит опосредованно, через взрослого.

Чтение полезно для детей любого возраста, от самых маленьких до уже взрослых. Первый вид чтения, с которым знакомится ребенок, – опосредованное чтение. В этом виде чтения ведущая роль принадлежит взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно задает какие-то вопросы, быстро отвлекается и взрослым нужно быть готовыми реагировать на возникшие по ходу текста вопросы. Чтение в первую очередь — это общение. Это не только разговор с малышом, но и диалог с автором произведения. Не надо отказываться от совместного чтения вслух, даже когда ребенок научился читать самостоятельно — продолжайте ему читать сами, читайте с ним по очереди, внимательно слушайте, как он читает, устраивайте семейные чтения. Не лишайте его возможности развиваться и не забывайте, что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом. Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим. Дети должны понимать смысл прочитанного.

Не понимание может происходить по нескольким причинам:

- недостаточное речевое развитие и потому незнание значения слов;

- слабое интеллектуальное развитие и, как отсюда, неспособность к обобщению, непонимание причинно-следственных связей. Не все дети спрашивают взрослых, что означает непонятное слово. Поэтому рекомендую родителям, не дожидаясь вопроса ребенка, объяснять ему новые непонятные слова и речевые обороты, только тогда прочитанные книги будут развивать речь ребенка и пополнять словарный запас. Читаемые тексты необходимо усложнять, от простых коротких сказок к рассказам и повестям.

Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого. Необходимо не только произносить текст вслух, но и стараться его осмыслить, понять. Совместное чтение художественной литературы, его осмысление должны вылиться в обсуждение прочитанного. Чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле. Знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций. Культура чтения – это важно! Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить читать, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. В педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Желание научиться читать проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения. Чтобы чтение стало более увлекательным совсем не сложно, взяв в руки книгу предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей оценкой прочитанного.

Детям необходимо читать книжки потому, что посредством чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Чтение развивает мышление. Ребенок учится абстрактно мыслить. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. Книга стимулирует творческое воображение, учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для ребенка очень важно знать, что другие люди чувствуют, думают, и реагируют так же, как он сам. Книги помогают детям понять не только себя, но и других. Читая книги и, видя, что мысли и чувства людей других культур и эпох похожи на наши, дети лучше понимают их. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Совместное чтение способствует духовному общению и сближению родителей и детей. Устанавливаются взаимопонимания, близость и доверительность. Книга объединяет поколения. Книги помогают родителям в решении воспитательных задач. Они заставляют размышлять о добре и зле, учат детей культуре поведения, развивают способность к сопереживанию. Книги увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых плакать и смеяться. Книги приносят утешение и указывают выход из создавшегося затруднительного положения. Они придают силы и вдохновение. Чтение книг это – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Наблюдая за детьми, можно отметить, что сегодня они стали меньше читать, стали больше времени проводить перед телевизором, компьютером. Это приводит к тому, что дети не могут выражать свои мысли, их речь не развита, начинаются проблемы в школе. Это не только проблемы с такими предметами, как русский язык и литература. Ведь чтение делает взгляд ребенка острее. Ребенок, читая книги, лучше понимает и видит окружающий мир, людей, себя. Поэтому, как мне кажется, нужно уделять большое внимание детскому чтению. Взрослым стоит приобретать ребенку специальную детскую литературу и прививать любовь к чтению с самого раннего возраста. Важно научить ребенка как работать с книгой, ведь первую книгу ребенок начинает читать вверх ногами. Необходимо научить его бережно относиться к книге.

Родители должны помнить, что будущего читателя надо воспитывать, когда он еще является слушателем.

Правила чтения книг детям. Чтобы чтение приносило удовольствие и реальную пользу, нужно придерживаться простых, но важных правил: Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей! Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет – 15-20 минут подряд. Хочу заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка. Чтение книги ребёнку на ночь должно приносить взаимное удовольствие. Если вы себя попросту заставляете читать, чтобы выполнить ежедневный план, это не принесёт никакого удовольствия вашему ребёнку. Известно, что малыш очень чувствует эмоции своих родителей, поэтому чтение книги должно происходить при самых положительных настроях и должно приносить максимум удовольствия.

Выбирая книги, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка. Не выбирайте страшных книг, будоражащих воображение. Читая каждый день книги своему ребёнку, вы способствуете расширению его знаний и словарного запаса.

Рекомендуется чтение книг обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка как с мамой, так и с папой. Читайте книгу медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.

 

свернуть

Речевые игры по дороге домой

Речевые игры по дороге домой

 

 

Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям.  Конечно, было бы замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры.

А что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, предлагаю вам несколько вариантов игр. дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Данные игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

- Кузов, кабина, колеса, руль, фары (грузовик).

- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

- Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

 

Игра «В магазине»

Вы с ребенком оказались вместе в магазине, выбираете продукты и говорите ребенку:

- Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить? Ребенку предлагается перечислить продукты.

- Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла? (Масленка – отвечает ребенок).

- А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как можно назвать одним словом? (Фрукты – отвечает ребенок).

 

Игра «Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».

- Чашка жарится на сковороде.

- Медведь спит в берлоге.

- Человек выше собаки.

- Воробей – это не птица и т.д.

Игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

 

Игра «Что бывает?»

Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…»

Подождите, пока ребенок придумает свой вариант.

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает пушистое?

 

Игра «Ниже-выше»

- Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже.

Можно выбрать любые другие предметы – деревья, скамейки, кусты, заборы и т.д.

 

Играйте со своими детьми и дружите с ними!

Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

Речевые игры по дороге домой

 

 

Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям.  Конечно, было бы замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры.

А что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, предлагаю вам несколько вариантов игр. дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Данные игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

- Кузов, кабина, колеса, руль, фары (грузовик).

- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

- Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

 

Игра «В магазине»

Вы с ребенком оказались вместе в магазине, выбираете продукты и говорите ребенку:

- Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить? Ребенку предлагается перечислить продукты.

- Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла? (Масленка – отвечает ребенок).

- А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как можно назвать одним словом? (Фрукты – отвечает ребенок).

 

Игра «Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».

- Чашка жарится на сковороде.

- Медведь спит в берлоге.

- Человек выше собаки.

- Воробей – это не птица и т.д.

Игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

 

Игра «Что бывает?»

Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…»

Подождите, пока ребенок придумает свой вариант.

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает пушистое?

 

Игра «Ниже-выше»

- Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже.

Можно выбрать любые другие предметы – деревья, скамейки, кусты, заборы и т.д.

 

Играйте со своими детьми и дружите с ними!

Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

свернуть

Зачем ребенку учить стихи?

Зачем ребёнку учить стихи?

 

Все мы прекрасно знаем, что одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче. Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше. И один из способов развития памяти, это заучивание стихов. Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости. Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас.

Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда ребёнок в настроении. В детском саду не все дети в группе одинаково хорошо слушают и запоминают стихи. Поэтому лучше учить стихи дома, тогда Вы точно будете знать, как заучивает стихи Ваш ребенок и поможете ему в случае затруднений.

Что делать, если ребёнок отказывается учить стихи? | Педагогика + | Дзен

Сколько стихов надо выучить? Ответ простой: чем больше, тем лучше. Заучивайте небольшие стихи чаще, постепенно увеличивая и усложняя, этим Вы увеличиваете объем памяти. Повторяйте периодически стихи, которые выучили давно, не забывайте их. Это тренирует и развивает долговременную память.

Дети любят и с удовольствием заучивают стихи таких детских писателей как К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А. Барто, С. Михалков. Небольшие шуточные стихи легко запоминаются детьми и развивают их память. Дети легко запоминают динамичные стихи, с простыми конкретными словами, потому что так им легче создать образ предмета. Очень хорошо, когда в стихотворении много существительных и глаголов. Это создает ощущение действия. Для детей тяжело учить стихи с абстрактными словами, образными выражениями, трудными прилагательными. Наша задача не столько показать красоту русского языка, сколько расширить словарь ребенка и развить его память. А хорошая память – необходимое качество для успеха. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой, существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение тактильных ощущений к работе, улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Это помогает быстрее, легче заучивать стихотворения и эмоционального рассказывать их, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный и двигательный анализаторы. Таким путём мы превращаем заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребенка игру. Обучения рассказыванию стихов будет хорошей подготовкой к театрализованной деятельности. Дети – замечательные актеры: стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы часть какого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Наша задача – увлечь ребенка играть как можно дольше, вместе повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по-своему, дать свободу выбора, т.е. проявлять партнерскую позицию, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по-настоящему. Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

Разучивания для дошкольника должно быть делом веселым, эмоциональным и при содержании стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

 

свернуть
поделиться в: