Соблюдение этикета в трудовом коллективе

Соблюдение этикета в трудовом коллективе

 

Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.

В процессе делового общения могут складываться отношения различного рода – служебные, официальные, приятельские, товарищеские, дружеские.

Когда речь идет о взаимоотношениях в учреждении, следует иметь в виду следующее: то, что вполне допустимо по отношению к близким людям, не всегда приемлемо и позволительно в служебных отношениях, то, что похвально с точки зрения дружеских отношений, часто неправомерно с позиций профессиональной этики.

Общение должно быть ориентировано на установление оптимального (положительного) морально-психологического климата в коллективе. Для этого коллектив должен обладать определенными качествами:

  • слаженность и сплоченность, которые обеспечивают взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;
  • доброжелательность, в атмосфере которой работники могут полностью проявить себя и как личность, и как профессионалов;
  • чуткость и тактичность, которые ограничивают назойливое, бестактное вмешательство в личную жизнь сотрудника;
  • терпимость к особенностям и недостаткам коллег, обеспечивающая их индивидуальность.

Служебная этика охватывает всю совокупность служебных отношений, в которых находятся люди в трудовом коллективе, начиная с отношений между членами коллектива и заканчивая отношениями руководителя и подчиненного. При этом, чем больше дистанция между людьми, занимающими различные служебные ступени, тем большую силу имеют принципы и нормы служебной этики.

Соблюдение норм и правил служебного поведения способствует сплочению коллектива, мобилизации его членов на выполнение общих задач и планов. В основе служебной этики всегда лежит служение делу, общественным интересам, а не отдельной личности.

Для того чтобы плодотворно работать и комфортно чувствовать себя в коллективе, необходимо запомнить основные правила существования в нем:

  • Следите за своей речью и не только. Не употребляйте в речи ругательств — независимо от пола это воспринимается негативно, автоматически снижая профессионализм. Не произносите похабных шуток, желая подчеркнуть свое чувство юмора. Юмор юмору рознь. «Пошляк» — на работе такой статус сменить нелегко.
  • Не следует обращаться к сотрудникам на «ты». Не позволяйте в свой адрес проявлений фамильярности от коллег по работе. Соблюдайте субординацию в служебных отношениях.НЕДОПУСТИМА ГРУБОСТЬ!
  • Не слушайте и не распространяйте сплетни. Чтобы о вас не ходили слухи, избегайте поводов для этого: не выставляйте напоказ личные переживания, которые можно истолковать по-разному. Постарайтесь не обсуждать по рабочему телефону с подругами, родителями, второй половиной, проблемы и мнения. Держите при себе ваши взгляды на расовую, национальную принадлежность и религиозные приверженности коллег.
  • Проявляйте инициативу – не ждите, когда вас заметят на работе, поднимут заработную плату. Не стесняйтесь комплиментов коллег, не отрицайте, что успешному завершению задания способствовало ваше трудолюбие.
  • Держите рабочее место в порядке. Как правило, беспорядок на рабочем месте характеризует человека как некомпетентного работника: если он не в состоянии поддерживать порядок на своём рабочем месте, это значит, что у него отсутствует порядок в голове, что, в свою очередь, приводит к хаосу в делах.
  • Не опаздывайте на работу. При опоздании на работу без оправдательных причин работник совершает дисциплинарный проступок — противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок), за который устанавливается дисциплинарная ответственность.