Советы педагога-психолога

«О том, как нельзя наказывать».

«О том, как нельзя наказывать».

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых
проблем не только для врачей, психологов и педагогов, но и для общества в
целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким
поведением стремительно растет. Это вызвано суммой неблагоприятных
факторов:
- ухудшение социальных условий жизни детей
- кризисом семейного воспитания
- невниманием к нервно-психическому состоянию детей
- увеличением числа некоторых соматических заболеваний и заболеваний
головного мозга, которые способствуют возникновению агрессивных
качеств, например: патологические роды, гиперактивность,
гипердинамический синдром и ряд других.
Свою долю вносят и средства массовой информации. Между тем,
особенно важной является помощь школьникам, агрессивность которых
находится только в стадии становления, так как агрессивные дети мало
управляемы и плохо поддаются терапии. Одно из немаловажных
направлений работы с такими детьми – предупреждение агрессивности.
Однако для того, чтобы предупреждать, нужно знать о факторах, причинах
возникновения агрессивности у детей.
Агрессия в человеке заложена биологически. Современные психологи
выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую человеку, группе или
обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития и
агрессию негативную, нанесение вреда окружающим. Такая агрессия бывает
физическая (драки, разрушение, поломка вещей) или словесная (дети
дразнятся, оскорбляют других). Она также может быть прямой и косвенной.
Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству
проблем в школе, дома, во дворе. В классе у таких детей часто возникают
конфликты, которые приводят к таким проблемам, как непринятие ребенка,
формирование негативного отношения к нему. Агрессивный ребенок может
попасть в так называемую группу изолированных детей. Таким образом,
ребенок начинает получать в свой адрес больше негативных действий, чем
другие дети, отсюда – прямой путь к эмоциональному перенапряжению. Это
укрепляет его агрессивность и образует порочный круг.
Есть психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение.
Это:
- сниженная самооценка
- низкий уровень самоконтроля
- неразвитость коммуникативных навыков
- повышенная возбудимость нервной системы и др..
Существуют критерии агрессивности. Согласно им, ребенок:
- часто теряет контроль над собой, спорит и ругается с взрослыми
- часто отказывается выполнять правила
- намеренно делает вещи, которые раздражают других людей
- часто винит других в своих ошибка - часто сердится и отказывается сделать
что-либо
- завистлив и мстителен, обманывает, часто затевает драки.
Предположить, что ребенок или подросток агрессивен можно лишь в том
случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении появились хотя бы
4 из 8 перечисленных признаков.
Основными факторами проявления детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников и взрослых
- стремление получить желанный результат
- стремление быть главным
- защита и месть
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое
превосходство.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят
перекладывать вину за затеянные ими ссоры на других. Такие дети часто не
могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в
окружающих страх и беспокойство, им напротив, кажется, что весь мир
хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг:
агрессивные дети боятся, ненавидят окружающих, а те, в свою очередь,
боятся их.
Детская агрессивность имеет возрастные проявления. Например, в период
подросткового возраста уровень агрессивности повышается.
Существуют две теории появления агрессивности: теория врожденной
агрессивности и теория социального научения агрессии. Семья играет
огромную роль в формировании модели агрессивного поведения детей.
Важно помнить об основных причинах появления агрессивного поведения у
детей в целях ее предупреждения:
- копирование поведения родителей
Ребенок – это зеркальное отражение атмосферы в семье, взаимоотношений и
поведения родителей: проявляют ли родители агрессию при
взаимоотношениях друг с другом, как случайную, так и устойчивую. Ребенок
наблюдает и учится независимо от самого себя. Не хотите, чтобы ребенок рос
агрессивным, не давайте агрессии укорениться в семье.
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка
- уровень семейной гармонии и дисгармонии.
- стиль воспитания в семье
Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких
родителей, и у чрезмерно строгих. Авторитарность родителей, особенно в
подростковом возрасте вызывает у ребенка бунт, нарушение поведения
против воли родителей. В итоге появляется повышенная агрессивность.
Попустительский стиль воспитания, то есть невнимание к детям,
безнадзорность, также идет к появлению агрессивности у детей. Помните,
что когда в семье нет единых требований в воспитании, нет эмоционально-
положительной атмосферы, это приводит к нарушениям в поведении детей.
Когда в общении с ребенком присутствует мягкость, он окружен заботой и
вниманием, такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость,
агрессивность, не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает
характер наказания, которое обычно применяют родители в ответ на
появление гнева у своего чада. Исследования показали, что, когда родители
слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности
своих детей, особенно сыновей, тогда эти дети в позднем подростковом и во
взрослом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их
сверстники.
Научение агрессии появляется в процессе непосредственного приобретения
негативного опыта. Это происходит, если ребенок или подросток сам
включается в агрессивное взаимодействие родителями, братьями,
соседями, друзьями). Если его участие вовремя не было замечено, не
получило верную оценку, то в следующий раз в подобной ситуации это
повторится. Если он ощутил нейтральное отношение к собственному
поведению, агрессивность пустит корни еще на сантиметр-другой. Более
мощный стимул к агрессии он получит, если будет позитивное подкрепление
такого поведения. Например: «если хочешь, чтобы тебя уважали, бей всех
подряд!», или «обидели, дай сдачи!».
Закрепление агрессивности в перспективе приведет к ее появлению уже как
личностной черты характера. Она станет основным способом контакта с
миром и, может быть, на всю жизнь.
Отметим сразу, что порой агрессивное поведение появляется у детей тогда,
когда им некуда деть переполняющую их энергию. В общем, если у мальчика
нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей.
Что же делать? Ответ прост: предоставить детям как можно больше
возможностей соответственно возрасту разряжать накопившуюся энергию
(спортивные секции, кружки...). Довольно часто агрессивное поведение
демонстрируют дети с повышенной моторной активностью, и наилучшей
рекомендацией в этом случае может быть поиск заменяющей деятельности,
на которую ребенок мог бы направить свою неутомимую энергию.
Источником детской агрессии может быть подавленность, напряженность,
стресс, неуверенность.С точки зрения психологов, такая агрессия серьезнее и
неприятнее. Агрессия в данном случае – нецивилизованная защита от чувства
тревоги.
Есть, например, дети, которые боятся собак – и дразнят их. Убегают от
сильных и бьют слабых. Их оборона заключается в нападении. Их
внутренняя неуверенность заставляет остальных детей держаться подальше
от них. Они не могут ни с кем подружиться, но требуют внимания,
признания, дружбы силком, навязываются, выставляются, обижают других,
дерутся. Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или
тревоги, не всегда понятна. Необходимо обследование психологов. Нередко
при этом обнажается скрытый семейный конфликт: либо школьные
перегрузки, груз родительских амбиций, либо скрытое чувство вины за
допущенный ребенком поступок, в котором он не может признаться. В этом
случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги, в
обретении новой уверенности.
Есть еще один источник детской агрессивности. Это эмоциональная
неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод. Такие дети находят
удовлетворение, к примеру, в замкнутости, в причинении боли другим без
причин, издеваются над ними, ябедничают, оскорбляют словесно и
действием. Как будто домогаются любви или мстят за свою заброшенность.
Последние открытия в психологии засвидетельствовали, что эмоциональный
дефицит общения в семье может пагубно повлиять на становление
человеческого характера (это и криминальное будущее, и проблемы в
будущей семейной жизни, в общении с будущими детьми). Если в семье
возникает атмосфера эмоционального холода и полного отсутствия интереса
друг к другу, то она закономерно поражает и детей. Эти дети отстают в
душевном развитии.
Эмоциональное оскудение всегда грозит тем детям, в семьях которых
ребенок «в тягость», где заботы ограничиваются тем, как накормить и одеть
его, где не проявляют искреннего интереса к проблемам, индивидуальным
потребностям ребенка.
Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои
негативные эмоции, агрессивные импульсы
Чрезмерное увлечение видео, телевизором, компьютерными играми, о
которых мы уже говорили выше, также таит в себе угрозу заразить ребенка
агрессией. Установлено, что все эти источники обеспечивают сильный канал
развития агрессивности у личности. В этом направлении основная
превентивная мера – отслеживание теле- и видеоматериала, компьютерных
игр, с которыми имеет дело ребенок.
Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и
по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям
так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребенка
богатый положительными эмоциями окружающий мир:
– внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю,
отношение к ребенку;
– искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;
совместные игры, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное
общение, и не только по поводу уроков и провинностей;
– уход за домашними животными;
– занятия в спортивных секциях
Как справляться с детской агрессией?
1. Уделять психическому и физическому здоровью детей должное внимание.
2. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
3. Демонстрировать модель неагрессивного поведения, то есть, быть
примером поведения для детей. Контроль над собственными негативными
эмоциями.
4. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказываются конкретные
поступки.
5. Наказания не должны унижать ребенка.
6. Необходимо понять и разобраться в причинах агрессивного поведения
детей. Часто дети ругаются и оскорбляют других из-за того, что хотят
почувствовать себя сильными или хотят отомстить за какие-то обиды или
пытаются привлечь внимание взрослых.
7. Научить ребенка выражать свою агрессию в социально приемлемых
формах, обучать приемлемым способам выражения гнева (попрыгать со
скакалкой, побиться с боксерской грушей, полить цветы, пробежаться,
отжаться от пола, надуть шарик).
8. Развивать способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
9. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
10. Учить брать ответственность на себя.
 
 
 
 
свернуть

«Как предупредить появление агрессии в поведении ребенка».

«Как предупредить появление агрессии в поведении ребенка».

Идеальный ребёнок – мечта всех родителей. Каждый хочет, чтобы его
ребёнок вёл себя хорошо и слушался. Но увы, это не всегда получается, и
многие родители выбиваются из сил чтобы повлиять на неправильное
поведение свои «трудных» детей. Что же делать, если ваш ребёнок не
слушается, дерётся, закатывает истерики, не может усидеть на месте пять
минут? Как правильно повлиять на него, вовремя оказать необходимую
поддержку помощь?
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где ребёнку не хватает
тепла и ласки. Быть любимым и нужным – естественное и самое главное
желание маленького человека. Ребёнок ищет способы для того, чтобы
привлечь к себе внимание взрослых и сверстников, но не всегда знает, как
это сделать. Толкать, бить, ломать, злить окружающих – отчаянная попытка
завоевать своё «место од солнцем». Дети часто не имеют представления, как
ещё можно бороться за выживание в нашем мире.
Агрессивность ребёнка определяется по следующими критериям:
ребёнок спорит и ругается со взрослыми; специально раздражает людей; не
соблюдает правила не выполняет просьбы; завистлив и мстителен;
раздражённо реагирует на различные действия окружающих; винит других в
своих ошибках и плохом поведении; постоянно сердится и отказывается
сделать что-либо.
Если течении шести месяцев у ребёнка постоянно проявляются хотя бы
четыре из этих семи критериев, то можно предположить, что агрессивность
становится чертой его характера. Такому ребёнку необходима помощь
специалиста психолога. Но и самим родителям нужно попытаться
«укротить» агрессию.
Агрессивный ребёнок часто не знает других способов выражения своих
отрицательных эмоций, кроме гнева. Поэтому родителям следует
направлять поток бурной энергии ребёнка в другое русло, включить его в
игру, которая поможет «выпустить пар»: бить, ломать, кидать, не причиняя
вреда себе и другим. Необходимые для этого атрибуты ударные
музыкальные инструменты, свисток, надувные молотки – все те вещи, с
помощью которых можно справиться со вспышками гнева. Чтобы ребёнок
направлял свой гнев не на людей, а на неодушевлённые предметы. Если
ребёнок обижен, сердит и никак не может сосредоточиться, ему надо дать
возможность высказаться, сообщить о своих трудностях. Поговорите с
ребёнком об ощущениях, связанных с чувством гнева. Спросите: «Что
чувствует твоё лицо, когда ты злишься?», «Что делают твои руки и
ноги?», «Какого цвета твоя злость?». Когда дети описывают своё
агрессивное состояние, они учатся понимать самих себя, свои чувства и
эмоции. Чтобы научить ребёнка не сваливать сою вину на других,
родителям свои обращения следует начинать не с местоимения «ты» и
обвинения, а с местоимения «я» и описания собственных чувств. Также
помочь снизить у ребёнка агрессивное поведение поможет совместное
чтение книг, обсуждение прочитанного, рассуждение о проблемах героев, о
своём отношении к их поступкам. Это способствует формованию чувства
сопереживания, умения оценить поведение окружающих. Использование
психотерапевтических свойств воды. Она незаменима для снятия излишнего
раздражения у детей. Предложите ребёнку игры с водой: топить, а затем
наблюдать, как выпрыгивает из воды лёгкая пластмассовая игрушка. сбивать
струёй воды лёгкие игрушки, находящиеся в воде.
Разрядиться помогут следующие игры, которые научат ребёнка выражать
свой гнев приемлемым образом: устроить соревнование «Кто громче
крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее добежит». разорвать
бумагу или газету; настольные игры: «футбол», «хоккей».
Игра «Шариковые бои»
В тазик с водой опустите несколько теннисных шариков. Такое же
количество дайте ребёнку. С расстояния 0,5 метр предложите ребёнку сбить
«мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» сбит, его нужно вытащить, если
нет, то «сухой» шар остаётся в тазике. Ира заканчивается, когда в воде не
останется ни одного шарика.
Игра «Подушечные бои»
Можно самому поиграть с ребёнком или предложить, если есть
возможность, под вашим контролем «сразиться» с другими детьми
«сразиться» с другими детьми «сразиться» с другими детьми. Небольшие
подушки кидают друг в друга, издавая победные крики. Игра поможет
выплеснуть гнев и не загонять его вглубь.
Игра «Рубка дров»
Нужно представить, что необходимо нарубить дрова. Поставить
воображаемое бревно и, подняв топор высоко над головой, приступить к
работе. Каждый раз, когда ребёнок с силой будет опускать топор, он должен
громко выкрикивать: «Ха!». Игра «Рубка дров» поможет переключиться
ребёнку на активную деятельность после малоподвижных занятий,
выплеснуть накопившуюся агрессивную энергию.
Перечисленные игры и приёмы не приведут к положительным изменениям,
если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения
родителей может привести к ухудшению поведения ребёнка. Терпение и
внимание к ребёнку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка
навыков общения с окружающими поможет родителям наладить
взаимоотношения со своим ребёнком.
 
свернуть

Противодействие и профилактика преступности, связанной с посягательством на половую неприкосновенность несовершеннолетних в РБ

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и
половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасными
явлениями и представляют собой одну из наиболее опасных форм
антисоциального поведения.
Заблуждением является уверенность в том, что сексуальное насилие над
ребенком обязательно оставляет физические свидетельства. Сексуальное
насилие может быть как контактным, так и бесконтактным. Преступления
против половой неприкосновенности детей включают в себя не только
половой акт, но и развратные действия растлевающего характера.
Подобного рода преступные действия, в большинстве случаев, растянуты во
времени и чаще всего совершаются хорошо знакомыми детям людьми или
родственниками (по результатам исследований – до 80%).
Вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное
им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные
отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды,
удовлетворения или для достижения корыстных целей является сексуальным
насилием или развращением.
К сексуальному насилию относятся:
демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов;
ласки и прикосновения к половым органам ребенка;
сексуальные игры и половой акт с ребенком;
демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического
содержания;
вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции;
вовлечение ребенка в занятия проституцией.
Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с
участием детей, проституция.
Одним из достаточно распространенных видов сексуального насилия
является инцест – сексуальное насилие над ребенком со стороны кровного
родственника.
Конечно, получить достоверную картину распространенности этого вида
насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными.
Иногда правда о фактах насилия открывается спустя много лет, когда
ребенок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего,
нежеланием «выносить сор из избы», недоверием к службам и структурам,
оказывающим помощь пострадавшим, а также боязнью, что, если обидчик
будет осужден, семья «лишится кормильца».
 
Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребенок никому
не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не
поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям:
маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают
ребенка в том, что он должен хранить тайну.
В случае если преступник не входит в ближайшее окружение ребенка, то он
выстраивает целую стратегию общения с будущей жертвой: начинает со
знакомства, расположения ребенка к себе, постепенно переходит к
бесконтактным, и только затем к контактным видам насилия. При этом
насильник берет с ребенка обещание хранить в секрете то, что происходит с
ребенком (иногда используя запугивание).
Также принуждение взрослым несовершеннолетнего к сексуальным
действиям может осуществляться при помощи не только физической силы,
но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической
расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый
к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян,
находится под действием наркотических веществ или психологически не в
состоянии оценить ситуацию.
В уголовном законодательстве Республики Беларусь сексуальное насилие
или развращение несовершеннолетних выделены в отдельную главу
«Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».
Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при
расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169
Уголовного Кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекса) и других.
Статья 166. Изнасилование
1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия
или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с
использованием беспомощного состояния потерпевшей
(изнасилование) наказывается ограничением свободы на срок до
четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом,
ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167
настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо
несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от
пяти до тринадцати лет.
3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по
неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких
телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие
последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до
пятнадцати лет.
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
 
1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера,
совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с
применением насилия или с угрозой его применения либо с
использованием беспомощного состояния потерпевшего
(потерпевшей), наказываются ограничением свободы на срок до
четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее
совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении
заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются
лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи,
совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо
повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей),
либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ,
либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на
срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера
с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия
сексуального характера, совершенные лицом, достигшим
восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим
шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков
преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего
Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех
лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим
преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или
167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены
обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности
жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц,
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Статья 169. Развратные действия
1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим
восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не
достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков
преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего
Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от
одного года до трех лет.
2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой
его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до
шести лет.
 
В 2021 году на территории Гродненской области произошел существенный
рост зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении
несовершеннолетних.
Справочно: В январе-октябре 2021 года в области зарегистрировано 85
(аналогичный период 2020 года 45) преступлений против половой
неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, в том числе
33 (2020 – 22) тяжких и особо тяжких; 10 (2020 – 3) фактов изготовления и
распространения порнографических материалов с изображением
заведомо несовершеннолетних, из них 10 (2020 – 3) связаны с использованием
детей для их изготовления.
Установлены 72 (аналогичный период 2020 года – 32) несовершеннолетних,
потерпевших от преступлений против половой неприкосновенности или
половой свободы, а также 11 (2020 5) несовершеннолетних жертв
торговли людьми, из которых 10 (2020 – 3) использованы для изготовления
порнографических материалов с их изображением.
Количество тяжких и особо тяжких преступлений в данной сфере
(изнасилование и насильственные действия сексуального характера в
отношении заведомо несовершеннолетних; половое сношение или иные
действия сексуального характера с лицом, заведомо не достигшим 16-
летнего возраста, совершенные лицом, ранее совершившим аналогичные
преступления; изготовление и распространение порнографических
материалов с изображением заведомо несовершеннолетних; организация и
(или) использование занятия проституцией заведомо несовершеннолетних) в
сравнении с прошлым годом также возросло (2020 год – 25, 2021 года – 40).
Количество лиц, пострадавших от вышеуказанных преступлений (дети,
потерпевшие от преступлений против половой неприкосновенности или
половой свободы и преступлений, и несовершеннолетние жертвы торговли
людьми, включая детей, использованных для изготовления порнографии) в
сравнении с прошлым годом увеличилось почти в 3 раза (2020 год – 3, 2021
год – 11).
Одним из факторов увеличения числа зарегистрированных преступлений
является активизация работы ОВД по их выявлению, пресечению и
раскрытию.
Вместе с тем, сохраняется проблема высокой латентности сексуального
насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, которая нередко
обусловлена, в том числе сознательным нежеланием потерпевших, их
близких сообщать о преступлениях в правоохранительные органы.
Существенной детерминантой является и фактор перемещения первичного
контакта преступника с ребенком в виртуальное пространство, где ведется
переписка, обмен фото-видео-материалами, осуществляется психологическая
«обработка» ребенка для склонения к сексуальным отношениям.
 
За 2021 год пресечена преступная деятельность 9 преступников, на
протяжении длительного времени совершавших преступные действия
сексуальной направленности в отношении малолетних.
С целью предупреждения и своевременного выявления подобных случаев
необходимо знать признаки, которые могут свидетельствовать о сексуальном
насилии в отношении несовершеннолетнего.
Признаки сексуального насилия.
Поведенческие признаки:
внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то,
замкнутость (нелюдимость, отказ играть со сверстниками, держится в
стороне от всех и др.), нездоровая реакция на определенные места и
конкретных людей, повышенный страх лиц определенного пола (только
мужчин, или только женщин), боязнь социального физического контакта;
сексуальное отыгрывание; неожиданное употребление сексуальных терминов
или присваивание новых названий для частей тела; стеснительность или
уклонение от привязанности к семье, несоответствующая возрасту
осведомленность в вопросах сексуального поведения;
нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в
раздевалке.
Индикаторами сексуального насилия являются также (характерны для
младших детей и подростков):
высказывания, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные
знания, часто сказанные невзначай;
рисунки на явно сексуальные темы;
взаимодействие с другими людьми с сексуальным подтекстом (например,
сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям, сексуальная
активность в отношении сверстников, сексуальные предложения или жесты
старшим людям);
сексуальные действия с животными или игрушками (особо характерно для
детей младшего возраста);
чрезмерная мастурбация;
беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами,
занятие проституцией (проявляется в подростковом возрасте).
Психологические признаки:
Следует помнить, что психологические реакции детей, переживших
сексуальное насилие, зависят, в первую очередь, от возрастных
особенностей.
Дети в возрасте 3-х лет.
Факты насилия в данном возрасте дети воспринимают как игру, поскольку не
способны понять всю опасность и травматичность ситуации.
Однако в связи с тем, что такие игры ребенку не нравятся и приносят
дискомфорт, то у него появляются страхи, нарушения сна, потеря аппетита,
агрессия, страх перед чужими людьми либо самим насильником (могут
называть его «страшным», обзывать). У детей может быть ночное
недержание мочи и кала, повышенная потливость, мастурбация, тревожность
и сниженный фон настроения. Игры зачастую монотонные с сексуальным
подтекстом. Могут возникать трудности при концентрации внимания, легкая
задержка развития познавательных функций.
4–6 лет.
В этом возрасте изменения особенно проявляются в эмоциональной сфере:
постоянно пониженное настроение, тревога, чувство вины и страха. У многих
детей может наблюдаться беспокойный, прерывистый сон с устрашающими
сновидениями, отмечаются неприятные ощущения в области живота,
периодически возникает энурез и энкопрез. Игры также носят сексуальный
характер, могут появляться элементы агрессии (вырывать ног, руки у куклы,
рвать одежду).
7-10 лет.
Дети отличаются замкнутостью, нежеланием контактировать с людьми,
вплоть до появления симптомов аутизма. Возникают чувства стыда,
отвращения, недоверия к миру. Также могут наблюдаться нарушения сна,
аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими
детьми.
11-13 лет.
К вышеописанным признакам младшего школьного возраста могут
добавиться пониженное настроение, депрессия, необщительность, низкая
самооценка, агрессивное поведение. Отмечается сексуализированность
поведения. У мальчиков могут возникать нарушения половой ориентации.
13-18 лет.
Наряду с перечисленными признаками у подростков данной возрастной
категории ярко проявляется отвращение, стыд, вина, недоверие,
противоречивые чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения,
несформированность социальных ролей, агрессия, избегание телесной и
эмоциональной близости, непоследовательность и противоречивость
поведения, чувство собственной ненужности, что может выражаться в
попытках суицида, самовольных уходах/побегах.
Физические признаки (медицинские):
Законными представителями, специалистами учреждений здравоохранения
могут быть обнаружены повреждения генитальной, анальной областей,
нарушение целостности девственной плевы, «зияние ануса», следы спермы
на одежде, коже, в области половых органов, бедер, заболевания,
передающиеся половым путем, беременность, недержание кала, энурез,
нервно-психические, психосоматические расстройства.
ВАЖНО!
У ребенка, пережившего сексуальное насилие, не обязательно должны быть
выражены все перечисленные признаки, некоторые могут просто
отсутствовать. Кроме того, взятые в отдельности они могут наблюдаться и
при других формах жестокого обращения с детьми, пренебрежения их
жизненно важными потребностями. Однако обнаружение у ребенка
нескольких из перечисленных особенностей является серьезным основанием
для подозрения в совершении над ним сексуальных насильственных
действий.
Рекомендации по профилактике сексуального насилия
Дети, лишенные теплой семейной обстановки, доверительных отношений с
родителями, законными представителями, значимыми взрослыми, наиболее
уязвимы для преступных посягательств. Именно поэтому они так легко
склонны откликаться на ласку и теплое отношение со стороны незнакомых
взрослых, не подозревая об их истинных мотивах.
С целью предупреждения фактов насилия и преступлений против половой
неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних следует:
постоянно обсуждать с детьми вопросы взаимоотношения со взрослыми (в
том числе и незнакомыми) людьми, чтобы ребенок мог отличить обычное
общение со старшим от посягательств на половую неприкосновенность;
информировать детей о том, к кому и куда они могут обратиться при
возникновении подозрительных ситуаций в общении с окружающими;
обучать детей правилам общения с незнакомцами, правилам поведения в
общественных местах и в сложных сомнительных ситуациях;
при обсуждении темы личной безопасности с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста следует использовать сюжеты сказок.
Также с целью профилактики, необходимо обучать детей правилу «нижнего
белья». Особенно актуальным оно является для детей дошкольного и
младшего школьного возраста, а также имеющих особенности
психофизического развития.
Суть этого правила заключается в том, что ребенку на доступном для его
понимания языке объясняют, что существуют части тела, к которым
прикасаться и притрагиваться может только он сам.
«У каждого человека есть разные части тела. Есть части тела, которые
видят все и есть части тела, которые закрыты одеждой.
В любое время года у нас открыты лицо и руки. А тело (торс) чаще всего
закрыто одеждой, хотя в жару мы можем снимать одежду, оставаясь в
трусиках и купальниках.
Но есть части тела тайные, которые никому не показывают. Они всегда
закрыты одеждой. До этих частей нашего тела (они еще называются
интимными) не должен дотрагиваться никто, даже мама и папа.
Исключение – если что-то болит. Тогда до них могут дотронуться врач,
родители.
Это очень важный закон неприкосновенности. И кто его нарушает –
преступник».
Зачастую родители, педагоги боятся обсуждать тему сексуального насилия. В
беседах с детьми не слышат (или не хотят слышать), когда
несовершеннолетние намекают о совершенном насилии. В то же время, как
показывает практика, даже при наличии объективной информации все
внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как в
первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и
медицинской помощи нуждается жертва.
Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей
проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на
всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую
сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в
обществе в целом.
свернуть

Насилию НЕТ!

Профилактика насилия в семье

1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее "я" ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: "Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю - сесть не сможешь!", "Ты у меня дождешься – шкуру спущу" и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти. Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует "с запасом", а негативную реакцию вызывает сразу же.

2. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: "Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?", "У тебя голова или кочан капусты?", "Ты намусорил хуже свиньи" и прочее в том же духе. Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему "я" - тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещания из ребенка не делать то, что вам не нравится.

А мы так часто понуждаем детей: "Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!" И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: "Ты же не сдержал обещания!". Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: "Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом - минут через 10". Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: "Быстро собирайся! Пойдем в магазин", "Вставай, я кому сказала!". Ребенок - не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.

Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя "плохим".

Это происходит, когда родители внушают малышу: "Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный" и пр. Ребенка настолько "достают" эти нотации, что он просто "отключается" или находит "блокировки". Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? "Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек", - повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка "плохой" не приводит.

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

• Расскажите детям о их праве на
личную неприкосновенность, на защиту себя от
физических посягательств любыми средствами.
ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и
должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в
любой форме.

•        Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

•         Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

•         Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

•         Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

•         Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

•        В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

•         НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

•         ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

•          НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством),

•        Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали. Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это в тайне.

Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми [16, с. 123-136, с.210].

Статья 145. Доведение до самоубийства. Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства - нака­зывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок. То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материаль­ной или иной зависимости от виновного - наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, совершенное в от­ношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии, наказывается ли­шением свободы на срок от 5-х до 10-ти лет.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения. Умышленное причинение легкого телесного повреждения наказывается обще­ственными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.

Статья 154. Истязание. Истязание, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет. Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопас­ности жизни и здоровья детей. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по служ­бе, либо по специальному поручению, наказывается штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причи­нение тяжкого телесного повреждения, наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 166. Изнасилование. 3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее смерть потерпевшей, наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера. Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несо­вершеннолетнего (несовершеннолетней), наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в со­вершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом, наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение. 1. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бро­дяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изго­товлением материалов или предметов порнографического характера, наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя. Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора, повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, наказывается общественными работами, штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных ве­ществ, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.

НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Дата: 16 апреля 2020 в 10:07, Обновлено 27 января в 10:45

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

 Физическое насилие– преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократномили хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера 
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1.Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2.Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3.Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

4.Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственнымипроблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация,поступившая от ребенка;

информация,поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация,поступившая от работников учреждений образования;

информация,поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком,указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего днянаправляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшимжертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

Статья 9 Закона РеспубликиБеларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

График работы педагога-психолога

ГРАФИК РАБОТЫ 
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ТИШУК СВЕТЛАНЫ СЛАВОВНЫ
2024/2025 учебный год
 
Дни недели        Начало рабочего дня             Перерыв                    Окончание рабочего времени
 
Понедельник            08.00                            12.00-12.30                               16.30
Вторник                   09.30                             13.30-14.00                               18.00
Среда                       08.00                            12.00-12.30                               16.30
Четверг                    08.00                            12.00-12.30                               16.30
 
Пятница Материнский день
-
                                08.00                             12.00-12.30                            16.30
 
Суббота выходной
Воскресенье выходной
 
Консультирование педагогов:    Понедельник:13.00-14.00
                                                       Среда: 13.00- 14.00
Консультирование родителей:  Вторник:17.00 – 18.00
                                                       Четверг: 8.00 – 9.00

 

свернуть
20242023
октябрьянварь
23 января, понедельник

Оказание социально-психологических услуг гражданам, пострадавшим от домашнего насилия

подробнее...

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 июня 2022 г. № 184-З Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи»

подробнее...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

подробнее...

Детский правовой сайт, Сайт «Держись за жизнь»

подробнее...

Формы семейного устройства

подробнее...

Экстренная помощь, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

подробнее...

Телефон доверия 170. Бесплатная анонимная психологическая консультация

подробнее...

«ТЭЛЕФОНЫ ДАВЕРУ» У БЕЛАРУСІ

подробнее...

Комиссии по правам ребёнка

подробнее...

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

подробнее...

Социально-психологическая услуга гражданам, пострадавшим от домашнего насилия

подробнее...

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

подробнее...

Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми

подробнее...

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

подробнее...
поделиться в: