Консультация
«Игры с песком и водой»
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Б.Заходер
ИГРЫ С ПЕСКОМ - ПОЛЕЗНОЕ ЗАНЯТИЕ
Песочница – это настоящий символ детства. Каждому даже самому маленькому малышу знакома песочница. Она сулит нашим начинающим архитекторам море новых ощущений и впечатлений, а также предоставляет просто необозримый простор для творчества. Для вашего ребёнка песочница - это единственный законный повод вволю повозится в земле, зная, что его не будут ругать и оттаскивать от такого вожделенного песка. А для мам – это источник столь желанных тишины и покоя, ведь когда ребёнок играет в песочнице присматривать за ним и принимать участие в его игре несравнимо легче, чем бегать по всему двору, вытаскивая любимое чадо из самых немыслимых мест.
Сегодня у наших детей есть много современных игрушек. Но игры в песочнице не устарели. Песочница по-прежнему излюбленное место малышей. Просто удивительно насколько притягивающим может оказать такой, казалось бы, простой материал как песок. Наши непоседы могут часами копаться в песке, создавая свой собственный волшебный мир. Ну а наша задача сделать это процесс наиболее безопасным и интересным для наших детей.
Что даёт песок нашим детям?
Игра в песок – это не просто возня и забава, это просто кладезь развивающих моментов для ребёнка. Для самых маленьких песочек обеспечивают массу новых тактильных ощущений – сухой песок сыпется, а мокрый песок можно разминать и придавать ему разные формы, здесь песочек тёплый, а здесь холодный. Кроме тактильных ощущений при игре с песком развивается такое важное чувство как осязание. Кроме ручек песок доставляет массу приятных ощущений и ножкам малыша, не только развивая его чувства, но и обеспечивая прекрасный массаж.
Детишки постарше начинают не только щупать песок, но и производить с ним какие-либо действия. Насыпая в формочки и ведерки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, точность и аккуратность. Создавая из песка различные фигуры и постройки, ребёнок развивает свою фантазию и воображение. Прямо в песочнице можно изучать географию и математику, учиться считать, читать и писать, знакомиться с основами физики. И, наконец, песочница – это то место, где кроха проходит первую школу социализации. Иными словами, осваивает азы взаимоотношений с себе подобными.
Песочные игры в качестве одного из лечебных методов широко используются психологами в работе, причём не только с детьми, но и со взрослыми.
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Наша память хранит воспоминания об играх с песком. Удивительно то упорство, с которым каждое новое поколение детей строит песочные города. Летом на границе песка и воды ребятишки находят себе самые увлекательные занятия. Строят каналы, замки, плотины, подземные ходы. Творят ландшафты неведомых земель. Ведут войны, придумывают истории. Взрослые иногда с увлечением им помогают. Останавливает только необходимость соответствовать имиджу взрослого, которому негоже играть как детям. В чем причина такого глубокого интереса к песку?
Наверное, человеку очень важно чувствовать себя Создателем и Строителем. Архитектурное строительство - самая символическая и оттого, может быть, самая творческая работа. А материал для игры - песок - такой шершавый, послушный, текучий и засасывающий - рождает множество ощущений и ассоциаций…
РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА…
Лето в разгаре. И малыш в сопровождении взрослых все больше и больше времени проводит на свежем воздухе, в идеале — он проводит это теплое и солнечное время за городом, может быть, возле речки или моря, загорает на пляже, вволю купается и играет на берегу с водой и песком.
А там, где есть песок — море возможностей для игры с ним. Тем более, что песок для ребенка — неизведанная вселенная, которая доброжелательно предоставляет ему возможность удовлетворить свое природное, естественное желание: исследовав свойства этого уникального строительного материала, построить волшебный замок и украсить его веточками и камушками, возвести огромную башню и тут же разрушить ее.
Правила поведения во время игры с песком
Малыша стоит познакомить с правилами поведения, исполнения которых вы будете требовать от него во время игры с песком.
«Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей». Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
«Песочек любит, когда у детей чистые ручки и носики». Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.
«Песок не любит, когда разрушают его замки (города, гаражи и т.п.)». Нельзя разрушать то, что построили из песка другие дети.
И, коль организационные моменты успешно пройдены, можно смело преступать к ее величеству игре — игре с песком в данном случае.
ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСОЧЕК!
Что ж, пришла пора поближе познакомиться с песком. А с чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия. Как? Да просто различными способами дотрагиваемся до песка.
Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно — «Здороваются пальчики».
Пришла пора поздороваться кулачкам — легко или с напряжением малыш сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его из ручки.
«Ладошка здоровается с песочком» — дотронутся до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.
«Ручки радуются песочку» — перетираем песок между пальцами, ладонями.
Можно заранее заготовить маленький сюрприз — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка...»
Песочек в ответ также хочет поздороваться с малышом. Как? Песочным дождиком! Взрослый набирает в кулак песок и медленно сыплет его на руку малыша. Песочек может поздороваться и с каждым пальчиком отдельно — тогда взрослый сыплет песочек на отдельные пальчики.
Чтобы внести разнообразие, можно предложить ребенку закрыть глаза и положить на песок ладонь с расставленными пальчиками; взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок, закрыв глаза, называет этот палец. Затем меняются ролями — теперь угадывает уже взрослый.
Оставляем «необыкновенные следы»
Продолжаем игру, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Играя с песочком подобным образом, развиваем у малыша тактильную чувствительность и воображение.
«Кап-кап-кап, дождик пошел»
Пора увлажнять песочек. Можно «маленьким дождиком» — намочив руки, оставляем капельки на песке, а можно целым ручейком, поливая из ведерочка. Мы замечаем, как он изменяется (становится темнее, уже не рассыпается).
А можно просто попробовать построить что-либо из сухого песка и из увлажненного — и сравнить результаты.
Изучая свойства песка, учим малыша сравнивать, анализировать и делать выводы — согласитесь, полезное дело, в жизни пригодится.
Погружаемся в песочек
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращаем внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапываем каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого можно раскапывать руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Усложнение (для детей постарше) — раскапывая руку, нужно не дотронуться до нее.
Чтобы разнообразить игру для более взрослых детей, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Узоры на песке
А еще можно научить малыша управлять вдохом и выдохом, если вы захватили с собой (абсолютно случайно!) одноразовые трубочки для коктейля. Для этого достаточно просто дуть на песочек через трубочку. Можно предложить ребенку при выдохе легко подуть на свои ладони с песком, сдувая с них песчинки.
Можно оставлять узоры на песке, когда взрослый пальцем, ребром ладони, палочкой рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастом малыша), простые или сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Заметим, что на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки и вообще — любые изображения. Поэтому на мокром песке можно попробовать нарисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Научите малыша создавать из песка города и леса (используя при «строительстве» не только влажный песок, но и веточки, цветочки, камушки — все, что находится под рукой), озера (делая в песке углубления и наполняя их водой) и острова.
ПОЧЕМУ ИГРЫ С ПЕСКОМ – ЭТО ХОРОШО?
Через игру в песке у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.
Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. А это укрепляет доверие малыша к миру.
В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка.
В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в социуме.
Родители становятся для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Если малыш боится песка
Пусть не боится — просто не проявляет должного интереса к такому сыпучему золотому веществу. Да, иногда случается и такое. Если песок не вызывает положительных эмоций, не спешите завлечь ребенка интересной игрой. Покажите малышу, как вы сами испытываете удовольствие, играя с песком, пересыпая его или просто дотрагиваясь до него. Наблюдая за вашими эмоциями, ребенок достаточно быстро начнет повторять за вами различные манипуляции с песочком.
Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок. Не стоит настаивать или форсировать события — чуть позже он с удовольствием будет играть с вами, если малышу представится возможность достаточное время наблюдать за подобной игрой своих сверстников, родных, взрослых.
Ах, как интересно наблюдать за крохой, который, кряхтя от усердия, старается набрать в лопатку песочек. Или долго и тщательно украшает цветочками и листиками песочный тортик. О чем говорят подобные действия малыша? О том, что ему это ИНТЕРЕСНО! А это облегчает нашу задачу создать легкий отдых себе и малышу. Ведь поддержать интерес, развить его и увлечь ребенка гораздо легче, если первоначальная заинтересованность у крохи уже есть.
Играем вместе
Ребенок в возрасте до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать.
Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич "выпекается", а из сухого - рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.
Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки - куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты. На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки - можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.
ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 3 ЛЕТ
"Топчем дорожки"
Взрослый вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь.
Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
"Норки для мышки"
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, взрослый берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем его "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
"Я пеку, пеку"
Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. "Заборчики"
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
"Волшебные отпечатки на песке"
Взрослый и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички
и т. д.
К основному арсеналу для песка, который будет актуален для ребенка в возрасте до трех лет относятся традиционные лопатки, ведерки, формочки, игрушечное сито, грабельки. Лопаток должно быть несколько: маленьким совочком ребенку будет удобно насыпать песок в формочки и ведерки. Большими лопатками, с длиной ручкой удобно насыпать песок кузов самосвала, копать большие ямы и насыпать горы из песка. Дополнительно стоит приобрести грузовик с открытым откидным кузовом, в него ребенку будет интересно загружать песок и камушки. К машине можно привязать веревочку. Новинка на нашем рынке – песочные мельницы. Малыш закладывает песок в отверстие сверху, а затем наблюдает как он пересыпается по вращающимся колесикам.
Для игр с водой на улице ребенку этого возраста пригодятся лейки, а также те же ведерки, лопатки и мельница, что и для песка.
Игрушки для ванной сегодня отличаются особенным разнообразием. В продаже можно встретить самый разный игрушечный транспорт для ванной – кораблики, катера, лодки, а также целые плавучие острова с водяным колесом, которое вращается, если лить на него воду, горками и каналами. Особенно нравится малышам устраивать рыбалку в ванной. Для этого пригодятся специальные магнитные наборы, наборы с крупными крючками и колечками, сачки.
Среди образных игрушек для ванной встречаются меняющие окраску в воде, издающие всевозможные звуки (в том числе, можно встретить наборы специальных резиновых игрушек, издающих звук только в воде), а также персонажи с присосками, пускающие пузыри и струйки воды.
Кстати, покупать дорогие игрушки вовсе не обязательно. Иногда большую радость малышу могут принести и подручные средства.
Для игр в песке и воде, пригодятся разнообразные емкости (с ручкой или двумя, с дырочками на дне и без, прозрачные и нет и т.д.), деревяшки, камушки.
Детям от 2,5 лет особенно понравятся стеклышки, обкатанные в море - ведь они так волшебно преображаются в воде. Понравятся малышам этого возраста самодельные кораблики из бумаги, скорлупы орехов, пенопласта. Все это замечательные средства для детского исследования окружающего мира.
ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
Игра «Нарисуй мне геометрическую фигуру». Игра способствует запоминанию геометрических фигур, развивая память, внимание, мышление и способность к анализу. Например, вожатый просит нарисовать фигуру, у которой нет ни одного угла. Или фигуру, у которой только три угла. Дети, которые не знают фигуры, быстрее запоминают их благодаря наблюдению за сверстниками. А те дети, которые просто заучили названия фигур, начинают смотреть на уже знакомые фигуры иначе.
Игра «Ассоциации». Вожатый рисует фигуру и просит детей нарисовать предметы из окружающего мира, которые похожи своей формой на заданную фигуру. Например: круг похож на солнышко, колесо и арбуз. У детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление и воображение.
Игра «Нарисуй мне цифры от 1 до 10». Эта игра только кажется для дошкольников простой, на самом деле дети часто путают как правильно писать цифры, меняют их местами или забывают последовательность. Эту игру можно выполнять по очереди, каждый ребенок продолжает цифровой ряд. А если это хорошо получается, то можно уже рисовать и двухзначные цифры. Эту же игру с детьми начальной школы можно использовать для быстрого запоминания десятков. И обратного счета. Главное помнить, творчеству нет границ.
Игра «Проверь, какая цифра не на своем месте». Педагог пытаясь запутать детей, пишет на песке цифры в неправильном порядке. А дети по очереди исправляют ошибки. Весело играя, дети учатся правильно реагировать на свои возможные ошибки в школьном будущем, быстро их исправлять, и учит их этому — взрослый.
Игра «Какую букву я нарисовала». Педагог рисует букву, для большего интереса он может пару раз неправильно нарисовать букву. Р, К, И, С, Ы — это те буквы, в которых дети наиболее часто допускают ошибки рисуя их наоборот.
Игра “Пишем по образцу слово: МАМА”. Любое значимое для ребенка слово (папа, имя ребенка, дом) взрослый пишет рядом с ним на песке, а он его старательно перерисовывает. В конце игры обязательно похвалить ребенка.
Игра «Начерти мне печатную букву...». Дети играют в учеников в школе, которые выполняют задания «учителя» и, конечно, получают десятки.
Игра “Перерисуй правильно точки”. Это задание дается детям при поступлении в школу, поэтому оно черезвычайно полезно. Взрослый рисует узор из точек, а ребенок его перерисовывает рядом. Игра помогает ребенку тренировать внимание, и навыки счета.
Игра «Что изменилось». Эта игра очень полезна для гиперактивных детей, которых сейчас очень много, а также помогает рассеянным детям научиться концетрировать внимание. Дети сидят на корточках, а вожатый начинает рисунок. Например, это будет будущий дом: для начала рисуется крыша у дома. Дети закрывают глаза и смотрят, что еще нового появилось на рисунке. Вожатый нарисовал фундамент. Потом окошко, и так далее.
Игра «Общий рисунок». Проводится аналогично предыдущей игре, но только картинку рисует не только педагог, но и все дети по очереди. Затем, когда рисунок закончен, дети «прокручивают последовательность событий назад » вспоминая, кто из детей и что рисовал на этом рисунке. Например: вначале Миша нарисовал солнце, потом Катя нарисовала травку...
Игра «Угадай какую цифру я нарисовала на песке». Эта прекрасная игра из нашего детства, развивающая у детей способность к счету, внимание и память. Вожатый рисует цифру «5» встает на нее ногами, чтобы детям не было видно. Дети по очереди задают наводящие вопросы стараясь побыстрее вычислить правильный вариант ответа: "Эта цифра меньше 7? Эта цифра больше 6?" Угадавший ребенок сам загадывает следующую цифру, рисует ее на песке и встает на нее ногами. Чем старше дети, тем больше должен быть диапазон, в котором загадываются цифры.
Игра «Придумай что может получиться из этой фигуры». Развивает у детей воображение, уверенность в себе и мелкую моторику. Взрослый рисует на песке любую линию или начало геометрической фигуры. В психологии есть аналогичный тест, который позволяет детям побыть «волшебником» и превращать нарисованные закорючки в самые разнообразные рисунки и фигурки. Например, половинка круга может стать солнышком, а треугольник — прекрасная крыша для будущего домика.
Составление сказки на песке
Для детей, у которых есть проблемы с общением, речью или усидчивостью очень полезным окажется составление сказки на песке. Построив песочный город с его жителями педагог начинает сказку со слов: «...В некотором царстве, в некотором государстве жили—были...», а дети по очереди, сидя вокруг царства на песке, придумывают, что было дальше. В начале сказка может быть маленькой, но когда дети становятся уверенными в своих силах, сказка может становиться все длиннее. А понравившееся сюжеты можно обыгрывать не один раз, ведь есть же сказка «Шрек—1», «Шрек—2». Героями сказки могут быть любые игрушки, с которыми дети пришли в сад.
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Взрослым при этом важно не оставлять без внимания работу ребёнка.
С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.
Например, чтобы сделать башни у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте все это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.
Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока все сооружение еще не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек.
Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья - воткните в песок прутики или травинки.
Детям нравится играть с песком и водой одновременно.
Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.
Рядом в коробку положите камушки, ракушки, шишки, веточки, различный бросовый материал, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки - это основные составляющие картины мира. И предоставьте ребёнку возможность смачивать песок, чтобы формировать его.
Игрушки для игр с песком и водой обеспечивают детское экспериментирование, разнообразие игровых действий. Вода и песок обладают неповторимыми свойствами. Способность воды переходить из твердого состояния в жидкое, в парообразное, особенности сухого и мокрого песка, делают эти материалы отличным средством познавательного развития.
Так, в результате игр с ними формируются необходимые мыслительные операции – сравнение, обобщение и др., а также познавательная активность, любознательность, без которых немыслимо развитие. Способность расслаблять и тонизировать мышцы, успокаивать нервную систему, вызывать разнообразные положительные эмоции (радость, интерес, удивление), оказывают чрезвычайно полезное влияние на личностное благополучие ребенка.
Будущие архитекторы и градостроители
Вскоре малые формы могут наскучить малышу, и он захочет попробовать свои силы в строительстве монументальных сооружений. Дети задумали построить огромную крепость с башнями, мостами, сложными переходами и окружающим ее рвом. Для начала юные строители совместными усилиями сгребают песок в большущую гору, а затем наступает время планировки будущей крепости. Здесь сразу возникает много вопросов: с чего начать, как распределить между всеми участниками фронт работ, и при этом действовать согласовано, не мешая друг другу, вкладывая свои усилия в достижение общей цели. Совместная игра, совместная деятельность дает ребенку возможность без видимых усилий приобрести новые умения и навыки, особенно если игрой руководит кто-то из взрослых или детей постарше. Конечно, здесь не обойдется и без конфликтов: кто-то из детей увлекшись задел локтем сооружение соседа, кто-то вылил в песок слишком много воды и подтопил стену. Возникающие споры и ссоры - немаловажная часть совместной работы, это показатель эмоциональной включенности детей, важности для них всего происходящего. Взрослому стоит вмешаться лишь в том случае, если ребенок не может справиться с своим гневом или обидой и выключается из игры. Успокоить взбунтовавшихся детишек можно, оценив вклад каждого в строительство и поставив перед ними новую задачу. Например, украсить стены крепости зубцами или выложить узор из ракушек.
На песке, у воды каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, почувствовать себя творцом. Для каждого найдется дело, которое ему под силу: самые маленькие копают рвы и сооружают насыпи. Для одной девчушки самым увлекательным оказалось заполнение водой бассейна, и она без устали носит ведерко за ведерком. По ходу строительства возникают свежие идеи: кто-то из детей принес игрушечных зверюшек, и в крепости появились первые обитатели. Эта затея пришлась всем по душе, и вот уже ворота крепости охраняют солдатики, а король и принцесса восседают на троне в окружении динозавров и драконов.
Крепость, наконец, готова и представляет собой внушительное сооружение, окруженное целой системой каналов. Они так горды результатами своего труда и с удовольствием демонстрируют родителям свое детище, авторитетно объясняя, что где размещается и как работает система гидросооружений. За время строительства дети сдружились и уже строят новые планы еще более грандиозной стройки. Им не хочется расставаться, к тому же крепость нужно охранять от разомлевшего на солнышке взрослого или замечтавшегося подростка, которые норовят, проходя мимо, наступить на какой-нибудь фрагмент сооружения.
Но не все в силах новоиспеченных соратников, и за ночь море мало что оставило от крепостных стен и рвов. Зато появилась дружная команда, которая с новыми силами и уже немалым опытом вновь возьмется за дело.
Есть идея
Дети по-разному подходят к воплощению своих идей. Одни приступают к работе, не имея четкого представления о том, что получится в итоге. Они сгребают песок в кучу, а потом пытаются предать ей какую-то форму, роют тоннели, прокладывают дороги, наращивают башни. Другие же стараются следовать заранее продуманному плану и воплотить образы, "нарисованные" в голове. Песок - удивительный материал, он предоставляет ребенку возможность реализовать свои представления и мечты. Этот материал подчиняется ребенку, откликается на его действия. Это важное для малыша ощущение - он чувствует себя умелым, он преображает кусочек мира и самостоятельно может пройти весь путь: от задумки до воплощения.
Правда, самые смелые идеи не всегда удается воплотить. Опыт поражения необходим ребенку, это помогает ему понять, что он не всемогущ и признать, что между идеей и конечным результатом стоят законы природы, знания и умения, упорство и целеустремленность. Главное вовремя поддержать ребенка, не дать остыть интересу к такому увлекательному и полезному занятию.
Преимущества Песочной терапии:
- помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);
- освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;
- актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
- дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий;
- дает возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.
Игра в песок – это не просто возня и забава, это просто кладезь развивающих моментов для ребёнка. Как и в какие игры играть с ребёнком в песочнице? Какой материал вам пригодится для игр с песком и водой для детей до трёх лет, от трёх до шести лет?